Нашла конспект своего старенького урока.
Задачи: 1.повторить известное о средствах художественной изобразительности, 2. продолжить учиться находить тропы в тексте и определять их роль, а также использовать тропы в своей речи. (Я знаю задачи по ФГОС, но хочется по-человечески).
Ход урока
I. Мотивация познавательной деятельности
У поэтессы Новеллы Матвеевой есть такие слова в стихотворении «Окраина»:
Летняя ночь была
Теплая, как...
Какое здесь, по-вашему, сравнение? (зола)
II. Целеполагание
Сегодня мы повторим многое из того, что знаем о средствах художественной изобразительности, будем продолжать учиться находить тропы в тексте и определять их роль, а также использовать тропы в своей речи.
У каждого из вас есть лист учета. В течение урока выставляйте себе оценку за работу на каждом этапе. За каждый правильный ответ вы получите жетон. В конце урока в листе учета отметите их количество. У вас за урок будет до 5 оценок.
III. Планирование деятельности
На уроке будут разные формы работы. Мы поработаем вместе, в группах, индивидуально. Кто хочет получить задание для самостоятельной работы? Для работы в паре?
IV. Повторение опорных знаний и умений
Фронтальная и индивидуальная формы. Цель — актуализировать опорные знания и умения, выявить правильность выполнения домашнего задания, пробелы в знаниях
1. У доски. Один ученик кратко обозначает речевую ситуацию художественного стиля: 1 — много; о/о; воздействие. Ученик, выполнявший домашнее индивидуальное задание, записывает план сообщения о художественном стиле.
2. Кроссворд или викторина. Фронтальная работа: определить вид тропа в тексте. Проводит ученик.
А. А потом пронесся легкий шум, торопливый, радостный и влажный. (Эпитет)
Б. Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице,
А у милого лицо
Занимает все крыльцо. (Гипербола)
В. Ночью сквозь шорох дождя пароход прокричал четыре раза.
(Олицетворение)
Г. В саду горит костер рябины красной. (Метафора)
Д. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно — покой и простор. (Сравнение)
3. Опрос. Какова речевая ситуация художественного стиля? (На доске)
Подготовленное сообщение о художественном стиле речи.
Оцените план этого сообщения (на доске).
Дайте определение каждого тропа в кроссворде и приведите свой пример.
Поставьте себе оценку за повторение.
4. Проверка письменного домашнего задания. (Обнаружить в тексте тропы, объяснить их роль. 1 ряд. Ф.Тютчев. «Неохотно и несмело...». 2 ряд. А.Майков. «Осень». 3 ряд. И. Никитин «Встреча зимы»).
Ученик-консультант читает письменную работу, ряд проверяет, задает вопросы. Пока работает один ряд, остальные выписывают (без текста) эпитеты из стихотворения Лермонтова «Парус». Поставьте себе оценку за письменное домашнее задание.
V. Тренировочные упражнения на репродуктивном уровне
1. Проверка задания по «Парусу». Назовите эпитеты из «Паруса» Лермонтова. Почему именно такие прилагательные использовал автор?
2. Игра «Закончи стихотворение». Устно закончите строчки стихотворения подходящими по рифме сравнениями. Новелла Матвеева «Она умеет превращаться».
Смотри! Полосатая кошка
На тумбе сидит, как (матрешка)!
Но спрыгнет — и ходит, как щука.
Рассердится — прямо (гадюка)!
Свернется — покажется шапкой,
Растянется — выглядит (тряпкой).
Похожа на всех понемножку.
А изредка — даже на (кошку).
Вероятно, труднее всего
Превратиться в себя самое.
3. Игра «Кто быстрее?»
Соревнование по рядам. Ученик выразительно читает наизусть стихотворение Я. Полонского «По горам...» (на партах лежат листы с текстом). Найдите в тексте тропы. Кто быстрее?
А теперь объясните смысл использования некоторых тропов в тексте. Поставьте себе оценку за тренировку.
VI. Упражнения творческого характера (на продуктивном уровне).
На каждом ряду 2 группы по 4 или 5 человек. Распределите в группе роли: организатор, секретарь, генератор идей, скептик. Несколько человек не всегда хотят работать в группе. Они получат индивидуальные задания-карточки с текстами стихотворений и планом анализа текста.
1.Первая, третья, пятая группы. Игра «Соревнование с поэтом». Дети получают карточки со стихотворением Фета (с пропусками). Введите в стихотворение свои эпитеты.
А. Фет
... картина.
Как ты мне родна:
... равнина,
... луна,
Свет небес...,
И... снег.
И саней...
... бег.
(Чудная, белая, полная, высоких, блестящий, далеких, одинокий)
2. Вторая, четвертая, шестая группы.
Игра «Я — писатель!» Дети получают прозаический текст на карточках «Зимний день» (с пропусками). Введите в текст различные тропы.
Зимний день
Мороз и солнце! Под ногами скрипит... снег. Украсил... веточку... снегирь. В воздухе мелькают... снежинки.... иней опушил... березку, словно.... Впереди Новый год — праздник....
Если хватит времени, то группы обмениваются заданиями. Отчет групп. Группы читают свои варианты стихотворения. Учитель читает стихотворение Фета. Предлагает сравнить.
Группы читают свои варианты текста «Зимний день». Какой понравился? Почему? Поставьте себе оценку за работу в группе.
VII. Подведение итогов
Исправьте ошибки в определениях.
Сравнение — это когда одно сравнивается с другим.
Эпитет — это когда красивый признак предмета точно назван.
Метафора — это сравнение.
VIII. Рефлексия
Самоанализ деятельности ученика на уроке. Поставьте себе итоговую оценку и обоснуйте ее. Запишите количество жетонов. Лист учета сдать учителю.
IX. Домашнее задание (на выбор)
1. Сочинение в художественном стиле «Скоро Новый год».
2. Анализ выразительных средств стихотворения Тютчева «Листья».
P.S. При подготовке конспекта урока использовала дидактический материал, предложенный в книгах коллектива под руководством Г. Г. Граник.
Секреты художественного слова. Урок развития речи в 6 классе (2005)
Из моей статьи "Секреты художественного слова. Тропы. Урок развития речи в VI классе" в журнале "Русская словесность", 2006, №2, с.66-69.
Конспект урока русского языка в 6 классе «Секреты художественного слова» Задачи: 1.повторить известное о средствах художественной изобразительности, 2. продолжить учиться находить тропы в тексте и определять их роль, а также использовать тропы в своей речи. (Я знаю задачи по ФГОС, но хочется по-человечески).
Ход урока
I. Мотивация познавательной деятельности
У поэтессы Новеллы Матвеевой есть такие слова в стихотворении «Окраина»:
Летняя ночь была
Теплая, как...
Какое здесь, по-вашему, сравнение? (зола)
II. Целеполагание
Сегодня мы повторим многое из того, что знаем о средствах художественной изобразительности, будем продолжать учиться находить тропы в тексте и определять их роль, а также использовать тропы в своей речи.
У каждого из вас есть лист учета. В течение урока выставляйте себе оценку за работу на каждом этапе. За каждый правильный ответ вы получите жетон. В конце урока в листе учета отметите их количество. У вас за урок будет до 5 оценок.
III. Планирование деятельности
На уроке будут разные формы работы. Мы поработаем вместе, в группах, индивидуально. Кто хочет получить задание для самостоятельной работы? Для работы в паре?
IV. Повторение опорных знаний и умений
Фронтальная и индивидуальная формы. Цель — актуализировать опорные знания и умения, выявить правильность выполнения домашнего задания, пробелы в знаниях
1. У доски. Один ученик кратко обозначает речевую ситуацию художественного стиля: 1 — много; о/о; воздействие. Ученик, выполнявший домашнее индивидуальное задание, записывает план сообщения о художественном стиле.
2. Кроссворд или викторина. Фронтальная работа: определить вид тропа в тексте. Проводит ученик.
А. А потом пронесся легкий шум, торопливый, радостный и влажный. (Эпитет)
Б. Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице,
А у милого лицо
Занимает все крыльцо. (Гипербола)
В. Ночью сквозь шорох дождя пароход прокричал четыре раза.
(Олицетворение)
Г. В саду горит костер рябины красной. (Метафора)
Д. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно — покой и простор. (Сравнение)
3. Опрос. Какова речевая ситуация художественного стиля? (На доске)
Подготовленное сообщение о художественном стиле речи.
Оцените план этого сообщения (на доске).
Дайте определение каждого тропа в кроссворде и приведите свой пример.
Поставьте себе оценку за повторение.
4. Проверка письменного домашнего задания. (Обнаружить в тексте тропы, объяснить их роль. 1 ряд. Ф.Тютчев. «Неохотно и несмело...». 2 ряд. А.Майков. «Осень». 3 ряд. И. Никитин «Встреча зимы»).
Ученик-консультант читает письменную работу, ряд проверяет, задает вопросы. Пока работает один ряд, остальные выписывают (без текста) эпитеты из стихотворения Лермонтова «Парус». Поставьте себе оценку за письменное домашнее задание.
V. Тренировочные упражнения на репродуктивном уровне
1. Проверка задания по «Парусу». Назовите эпитеты из «Паруса» Лермонтова. Почему именно такие прилагательные использовал автор?
2. Игра «Закончи стихотворение». Устно закончите строчки стихотворения подходящими по рифме сравнениями. Новелла Матвеева «Она умеет превращаться».
Смотри! Полосатая кошка
На тумбе сидит, как (матрешка)!
Но спрыгнет — и ходит, как щука.
Рассердится — прямо (гадюка)!
Свернется — покажется шапкой,
Растянется — выглядит (тряпкой).
Похожа на всех понемножку.
А изредка — даже на (кошку).
Вероятно, труднее всего
Превратиться в себя самое.
3. Игра «Кто быстрее?»
Соревнование по рядам. Ученик выразительно читает наизусть стихотворение Я. Полонского «По горам...» (на партах лежат листы с текстом). Найдите в тексте тропы. Кто быстрее?
А теперь объясните смысл использования некоторых тропов в тексте. Поставьте себе оценку за тренировку.
VI. Упражнения творческого характера (на продуктивном уровне).
На каждом ряду 2 группы по 4 или 5 человек. Распределите в группе роли: организатор, секретарь, генератор идей, скептик. Несколько человек не всегда хотят работать в группе. Они получат индивидуальные задания-карточки с текстами стихотворений и планом анализа текста.
1.Первая, третья, пятая группы. Игра «Соревнование с поэтом». Дети получают карточки со стихотворением Фета (с пропусками). Введите в стихотворение свои эпитеты.
А. Фет
... картина.
Как ты мне родна:
... равнина,
... луна,
Свет небес...,
И... снег.
И саней...
... бег.
(Чудная, белая, полная, высоких, блестящий, далеких, одинокий)
2. Вторая, четвертая, шестая группы.
Игра «Я — писатель!» Дети получают прозаический текст на карточках «Зимний день» (с пропусками). Введите в текст различные тропы.
Зимний день
Мороз и солнце! Под ногами скрипит... снег. Украсил... веточку... снегирь. В воздухе мелькают... снежинки.... иней опушил... березку, словно.... Впереди Новый год — праздник....
Если хватит времени, то группы обмениваются заданиями. Отчет групп. Группы читают свои варианты стихотворения. Учитель читает стихотворение Фета. Предлагает сравнить.
Группы читают свои варианты текста «Зимний день». Какой понравился? Почему? Поставьте себе оценку за работу в группе.
VII. Подведение итогов
Исправьте ошибки в определениях.
Сравнение — это когда одно сравнивается с другим.
Эпитет — это когда красивый признак предмета точно назван.
Метафора — это сравнение.
VIII. Рефлексия
Самоанализ деятельности ученика на уроке. Поставьте себе итоговую оценку и обоснуйте ее. Запишите количество жетонов. Лист учета сдать учителю.
IX. Домашнее задание (на выбор)
1. Сочинение в художественном стиле «Скоро Новый год».
2. Анализ выразительных средств стихотворения Тютчева «Листья».
P.S. При подготовке конспекта урока использовала дидактический материал, предложенный в книгах коллектива под руководством Г. Г. Граник.
Комментариев нет:
Отправить комментарий