среда, 28 декабря 2016 г.

Секреты художественного слова. Урок развития речи в 6 классе (2005)

Нашла конспект своего старенького урока.
Секреты художественного слова. Урок развития речи в 6 классе (2005)
Из моей статьи "Секреты художественного слова. Тропы. Урок развития речи в VI классе" в журнале "Русская словесность", 2006, №2, с.66-69.
Конспект урока русского языка в 6 классе «Секреты художественного слова»
Задачи: 1.повторить известное о средствах художественной изобразительности, 2. продолжить учиться находить тропы в тексте и определять их роль, а также использовать тропы в сво­ей речи. (Я знаю задачи по ФГОС, но хочется по-человечески).
Ход урока
I. Мотивация познавательной деятельности
У поэтессы Новеллы Матвеевой есть такие слова в стихотворении «Окраина»:
Летняя ночь была
Теплая, как...
Какое здесь, по-вашему, сравнение? (зола)
II. Целеполагание
Сегодня мы повторим многое из того, что знаем о средствах художественной изобразительности, будем продолжать учиться находить тропы в тексте и определять их роль, а также использовать тропы в сво­ей речи.
У каждого из вас есть лист учета. В те­чение урока выставляйте себе оценку за работу на каждом этапе. За каждый пра­вильный ответ вы получите жетон. В конце урока в листе учета отметите их количество. У вас за урок будет до 5 оце­нок.
III. Планирование деятельности
На уроке будут разные формы ра­боты. Мы поработаем вместе, в группах, индивидуально. Кто хочет получить зада­ние для самостоятельной работы? Для ра­боты в паре?
IV. Повторение опорных знаний и умений
Фронтальная и индивидуальная фор­мы. Цель — актуализировать опорные зна­ния и умения, выявить правильность вы­полнения домашнего задания, пробелы в знаниях
1. У доски. Один ученик кратко обозначает ре­чевую ситуацию художественного стиля: 1 — много; о/о; воздействие. Ученик, выполнявший домашнее индивидуальное задание, записывает план сооб­щения о художественном стиле.
2. Кроссворд или викторина. Фронтальная работа: определить вид тропа в тексте. Проводит ученик.
А. А потом пронесся легкий шум, то­ропливый, радостный и влажный. (Эпитет)
Б. Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице,
А у милого лицо
Занимает все крыльцо. (Гипербола)
В. Ночью сквозь шорох дождя паро­ход прокричал четыре раза.
(Олицетво­рение)
Г. В саду горит костер рябины крас­ной. (Метафора)
Д. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно — покой и простор. (Сравнение)
3. Опрос. Какова речевая ситуация художест­венного стиля? (На доске)
Подготовленное сообщение о худо­жественном стиле речи.
Оцените план этого сообщения (на доске).
Дайте определение каждого тропа в кроссворде и приведите свой пример.
Поставьте себе оценку за повторе­ние.
4. Проверка письменного домашнего задания. (Обнаружить в тексте тропы, объяснить их роль. 1 ряд. Ф.Тютчев. «Неохотно и несме­ло...». 2 ряд. А.Майков. «Осень». 3 ряд. И. Никитин «Встреча зимы»).
Ученик-консуль­тант читает письменную работу, ряд про­веряет, задает вопросы. Пока работает один ряд, остальные выписывают (без текста) эпитеты из сти­хотворения Лермонтова «Парус». Поставьте себе оценку за письмен­ное домашнее задание.
V. Тренировочные упражнения на репродуктивном уровне
1. Проверка задания по «Парусу». Назовите эпитеты из «Паруса» Лермонтова. Почему именно такие прилагательные использовал автор?
2. Игра «Закончи стихотворение». Устно закончите строчки стихотво­рения подходящими по рифме сравнениями. Новелла Матвеева «Она умеет превращаться».
Смотри! Полосатая кошка
На тумбе сидит, как (матрешка)!
Но спрыгнет — и ходит, как щука.
Рассердится — прямо (гадюка)!
Свернется — покажется шапкой,
Растянется — выглядит (тряпкой).
Похожа на всех понемножку.
А изредка — даже на (кошку).
Вероятно, труднее всего
Превратиться в себя самое.
3. Игра «Кто быстрее?»
Соревнование по рядам. Ученик вы­разительно читает наизусть стихотворе­ние Я. Полонского «По горам...» (на партах лежат листы с текстом). Найдите в тексте тропы. Кто быстрее?
А теперь объясните смысл исполь­зования некоторых тропов в тексте. По­ставьте себе оценку за тренировку.
VI. Упражнения творческого характера (на продуктивном уровне).
На каждом ряду 2 группы по 4 или 5 человек. Распределите в группе роли: орга­низатор, секретарь, генератор идей, скептик. Несколько человек не всегда хотят ра­ботать в группе. Они получат индивидуальные задания-карточки с текстами стихотворений и планом анализа текста.
1.Первая, третья, пятая группы. Игра «Соревнование с поэтом». Дети получают карточки со стихотворением Фета (с пропусками). Введите в стихотворение свои эпитеты.
А. Фет
... картина.
Как ты мне родна:
... равнина,
... луна,
Свет небес...,
И... снег.
И саней...
... бег.
(Чудная, белая, полная, высоких, бле­стящий, далеких, одинокий)

2. Вторая, четвертая, шестая группы.
Игра «Я — писатель!» Дети получают прозаический текст на карточках «Зимний день» (с пропусками). Введите в текст различные тропы.
Зимний день
Мороз и солнце! Под нога­ми скрипит... снег. Украсил... веточку... снегирь. В воздухе мелькают... снежинки.... иней опушил... березку, словно.... Впереди Новый год — празд­ник....

Если хватит времени, то группы об­мениваются заданиями. Отчет групп. Группы читают свои варианты сти­хотворения. Учитель читает стихотворе­ние Фета. Предлагает сравнить.
Группы читают свои варианты текста «Зимний день». Какой понравился? Почему? По­ставьте себе оценку за работу в группе.
VII. Подведение итогов
Исправьте ошибки в определениях.
Сравнение — это когда одно сравнивает­ся с другим.
Эпитет — это когда красивый признак предмета точно назван.
Метафора — это сравнение.
VIII. Рефлексия
Самоанализ деятельности ученика на уроке. Поставьте себе итоговую оценку и обоснуйте ее. Запишите количество же­тонов. Лист учета сдать учителю.
IX. Домашнее задание (на выбор)
1. Сочинение в художественном сти­ле «Скоро Новый год».
2. Анализ выразительных средств стихотворения Тютчева «Листья».
P.S. При подготовке конспекта урока использовала дидактический материал, предложенный в книгах коллектива под руководством Г. Г. Граник.

Комментариев нет: