четверг, 24 ноября 2016 г.

Участие в XI Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности" - 2016

Сайт ЧГУ
На XI Всероссийскую научно-практическую конференцию "Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности" отправила тезисы статьи. Вот они.
Дневник мёртвого человека. «Красный смех» Леонида Андреева
    «Андреев всё меня пугает, а мне не страшно», - эту фразу приписывают Льву Толстому. Не соглашусь с великим классиком: я читала «Красный смех» ночью, все спали, финальные страницы заставили сердце биться сильнее. Мне было страшно.
    Интересно, видел ли Леонид Андреев (1871-1919) картину норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик» (1893)? Заставили вспомнить знаменитое полотно эти ассоциации: «Вот поднялась над толпою голова лошади с красными безумными глазами и широко оскаленным ртом, только намекающим на какой-то страшный и необыкновенный крик, поднялась, упала» [1].
     В 11 классе рассказываю ученикам о модернистских течениях в искусстве. Упоминаю также экспрессионизм и его представителей: Евгения Замятина, Леонида Андреева, Бориса Ямпольского, Франца Кафку, Густава Майринка, Альфреда Дёблина. Мир их героев – «это хаотическое нагромождение вещей, событий, идей. Посреди этого хаоса одинокая личность, пребывающая в постоянном страхе за свою судьбу» [2]. Фрагментарность, деформации, разорванность, ужасные эмоциональные переживания, ощущения конца света – характерные черты экспрессионизма [3]. Да, «Красный смех» в этом ряду.
    Подзаголовок рассказа - «Отрывки из найденной рукописи». Кто автор рукописи? Почему только отрывки? Где и когда её нашли? Писатель не даёт ответов на эти вопросы. А «всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота пространства и времени, то есть хронотопа» [4].
     В каком мире живут герои Андреева? Пространство: энская дорога, батарея, чужие поля, чёрные ущелья, дальние холмы, санитарный поезд, город, квартира, кабинет, театр, толпа. Время: лето (зной), день, ночь, сутки, вечер, утро, «...уже восьмой день продолжается сражение. Оно началось в прошлую пятницу, и прошли суббота, воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, и вновь наступила пятница и прошла, — а оно все продолжается». Мир рассказа – мир апокалиптический, в котором живут и воюют (погибают) безумные люди. Сама земля отказывается от них, выталкивает их трупы из своего чрева. Хозяином мира становится Красный смех, метафора смерти.
      Рассказ состоит из 19 отрывков (19-ый называется «последний»), входящих в 2 части. Первая часть (9 отрывков) – образы сумасшедшего искалеченного человека, вернувшегося с войны, которые восстановил на бумаге младший брат после смерти старшего. Вторая часть (10 отрывков) – собственные записи младшего брата, идущего к безумию. Первые предложения каждого отрывка являются разорванными обрывками целого. Форма произведения, разорванная, обрывочная, соответствует такому же мертвенному содержанию.
      Важную роль в любом художественном тексте играют сны, воспоминания героев. Сопоставлю именно такие эпизоды. В отрывке 1 есть сон наяву (воспоминание) умершего брата: «А в соседней комнате, и я их не вижу, будто бы находятся жена моя и сын. Если бы я мог кричать, я закричал бы — так необыкновенен был этот простой и мирный образ, этот клочок голубых обоев и запыленный, нетронутый графин». Это же снится герою и во 2 отрывке. В отрывке 15 второму брату снятся дети-убийцы: «Их рты походили на пасти жаб или лягушек и раскрывались судорожно и широко; за прозрачною кожей их голых тел угрюмо бежала красная кровь — и они убивали друг друга, играя». Очевидно, как мирный образ ребёнка превращается в безумный образ «голодной крысы»: «Он обрывался и пищал, и так быстро мелькал по стене, что я не мог уследить за его порывистыми, внезапными движениями». В погибающем мире даже дети являются дьявольскими выродками.
      Таким образом, основные мотивы рассказа – безумие и смерть, война и насилие, приближение конца света. Обратим внимание на некоторые микротемы отрывков. Отрывок 1. Толпа безумных военных людей идёт куда-то под беспощадным солнцем. Отрывок 3. В армиях появилось много душевнобольных. Отрывок 5. Едут на поезде за ранеными, студент говорит о сумасшедших, слышен дикий стон множества раненых, студент застрелился. Отрывок 6. Свои стреляют по своим, разговор с доктором о красном смехе, сумасшествии. Отрывок 9. Младший брат о сумасшествии, раненый брат пытается писать, всё забывает. Отрывок 10. Брат, безногий сумасшедший калека, умер. Рассказ о последних днях его, о своём будущем безумии. Отрывок 12. Начинается сумасшествие: видит своего умершего брата в кресле. Отрывок 17. В городе побоище. Отрывок 18. Письмо убитого жениха сестры о наслаждении убивать людей. Отрывок последний. Митинг «Долой войну», толпа, бег, жду дома смерти, земля исторгает трупы. За окном в багровом и неподвижном свете стоял сам Красный смех.
      Словесные ряды ключевых слов неизбежно выводят на ту же апокалиптическую идею рассказа. Безумие. «Ужас, измученный мозг, тяжёлый бред, обезумевшая земля, безумные люди, много сумасшедших, больше, чем раненых». Жара. «Зной, солнце, запёкшиеся губы, раскалённый воздух, страшное солнце, иссушающий жар, обожжённые затылки, солнечный удар». Люди. «Армия немых, глухи, слепы, точно не живые люди это шли, а армия бесплотных теней; не голова, а какой-то странный и необыкновенный шар; бесконечные молчаливые ряды, кучка серых людей» Смерть. «Красный смех» (повторяется словосочетание много раз). Война. «Люди дрались камнями, руками, грызлись, как собаки. Когда же кончится эта безумная бойня!».
      Таким был мир в представлении Леонида Андреева в 1904 году. Даже Первая мировая война ещё только через 10 лет. Что бы он написал после Второй мировой войны? Отечеством, действительно, он объявил бы сумасшедший дом.
Список литературы
1.http://www.ilibrary.ru/text/1646/p.1/index.html «Красный смех».
2.http://www.philologicalbook.ru/uchebnaya-literatura/volkov-if-teoriya-literatury-stranica-225.html Волков И.Ф. «Теория литературы».
3.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Borev/_23.php Борев Ю. «Эстетика».
4.http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/bakhtin_hronotop/hronotop10.html М. М. Бахтин «Формы времени и хронотопа в романе».
В основе статьи мой анализ рассказа "Красный смех".

Комментариев нет: