понедельник, 12 сентября 2016 г.

"Грамматика фантазии" Джанни Родари: приёмы развития воображения на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах (2005)

"Грамматика фантазии" Джанни Родари: приёмы развития воображения 
на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах (2005)
        Из моей статьи "Учимся сочинять. Развиваем воображение" в журнале "Русский язык и литература для школьников", 2007, №6, с. 37 – 40.
        Из моей статьи "Бином фантазии" в журнале "Русский язык. Первое сентября", 2008, №12, с.5-7. Читать.
       Знаменитый итальянский писатель Джанни Родари во второй половине XX века написал книгу «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй»». Её можно считать интересным и полезным пособием для детей и взрослых, желающих развивать воображение и придумывать истории. Писатель предложил множество способов и приёмов создания творческого сочинения. Познакомимся с некоторыми из них.
«Фантастическая гипотеза»
Что было бы, если…? Берём любые подлежащее и сказуемое – их сочетание и даёт гипотезу.
Что было бы, если бы наш город внезапно оказался среди моря? Что было бы, если бы во всём мире исчезли деньги? Что было бы, если бы человек вдруг проснулся в обличье насекомого?
На этот вопрос ответил Ф.Кафка в рассказе «Превращение».
«Лимерик»
Лимерик (англ.) – нонсенс, нелепица. Наиболее известны лимерики Э.Лира. Схема строения лимерика такова. Первая строка – герой. Вторая строка – характеристика героя. Третья и четвёртая строки – действия героя. Пятая строка - итоговая характеристика героя.
Жил да был старик болотный,
Вздорный дед и тягомотный,
На колоде он сидел,
Лягушонку песни пел,
Въедливый старик болотный.
Э. Лир
Возможен другой вариант строения лимерика. Первая строка – выбор героя. Вторая строка – действия героя. Третья и четвёртая строки – реакция окружающих на героя. Пятая строка – вывод.
Старый дед в Граньере жил,
Он на цыпочках ходил.
Все ему наперебой:
Обхохочешься с тобой!
Да, чудной старик в Граньере жил.
Д.Родари
«Загадка»
Конструирование загадки. Выберем любой предмет. Первая операция – остранение. Дадим предмету такое определение, словно видим его впервые в жизни. Вторая операция – ассоциация и сравнение. Объектом ассоциации является не предмет в целом, а одна из его характеристик. Для сравнения выбираем другой предмет. Третья операция – выбор метафоры (скрытого сравнения). Даём предмету метафорическое определение. Четвёртая операция – привлекательная форма загадки. Например, придумаем загадку о карандаше. Первая операция. Карандаш – это палочка, которая оставляет след на светлой поверхности. Вторая операция. Светлая поверхность – это не только бумага, но и снежное поле. След карандаша напоминает тропинку на белом поле. Третья операция. Карандаш – это нечто такое, что прочерчивает чёрную тропу на белом поле. Четвёртая операция.
Он на белом – белом поле
Оставляет чёрный след.
«Сказки наизнанку»
Большое удовольствие всем доставляет игра в перевирание сказок. Возможно умышленное «выворачивание наизнанку» сказочной темы. Красная Шапочка злая, а волк добрый…  Мальчик – с – Пальчик сговорился с братьями убежать из дома, бросить бедных родителей, но те продырявили ему карман и насыпали туда риса… Золушка, дрянная девчонка, издевалась над замечательной мачехой, отбила у сестры жениха…
«Продолжение сказки»
Сказка закончилась. А что было потом? Ответ на этот вопрос и будет новой сказкой. Золушка вышла замуж за Принца. Она, неряшливая, в засаленном фартуке, вечно торчит на кухне у плиты. Такая жена Принцу надоела. Зато весело можно проводить время с её сёстрами, привлекательной мачехой…
«Салат из сказок»
Это история, в которой живут персонажи различных сказок. Буратино оказался в домике семи гномов, стал восьмым другом Белоснежки… Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика – с - Пальчик и его братьев…
«Карты Проппа»Русский филолог В. Я. Пропп утверждал, что все народные волшебные сказки имеют одну структуру. В основе лежат функции действующих лиц. Эти функции варьируются, видоизменяются, но их всего 31.
1.Отлучка кого - либо из членов семьи.
2.Запрет, обращённый к герою.
3.Нарушение запрета.
4.Выведывание.
5.Выдача.
6.Подвох.
7.Невольное пособничество.
8.Вредительство или недостача.
9.Посредничество.
10.Начинающееся противодействие.
11.Герой покидает дом.
12.Даритель испытывает героя.
13.Герой реагирует на действия будущего дарителя.
14.Получение волшебного средства.
15.Герой переносится, доставляется, приводится к месту нахождения предмета поисков.
16.Герой и антагонист вступают в борьбу.
17.Героя метят.
18.Антагонист побеждён.
19.Беда или недостача ликвидируются.
20.Возвращение героя.
21.Герой подвергается преследованиям.
22.Герой спасается от преследования.
23.Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.
24.Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.
25.Герою предлагается трудная задача.
26.Задача решается.
27.Героя узнают.
28.Ложный герой или антагонист изобличаются.
29.Герою даётся новый облик.
30.Враг наказывается.
31.Герой вступает в брак.
Не во всех сказках есть все функции. Последовательность может нарушаться, но схема остаётся та же. На основе этих функций можно строить множество сказочных историй.
«Старая сказка в новом ключе»
В любой волшебной сказке можно изменить время или место действия. И сказка приобретёт необычную окраску. Приключения Колобка в XXI веке…
«Материал для персонажа»
Из характерных особенностей персонажа можно логически вывести и его приключения. Пусть героем будет стеклянный человек. Стекло прозрачное. Можно читать мысли нашего героя, он не может говорить неправду. Мысли можно скрыть, только надев шляпу. Стекло хрупкое. Всё вокруг должно быть обито мягким, рукопожатия отменены. Врачом будет стеклодув… Деревянный человек должен опасаться огня, а в воде он не тонет… Человек из мороженого может жить только в холодильнике, там же происходят и его приключения…
«Бином фантазии»
Возьмём любые два слова. Например, пёс и шкаф. Возникают такие варианты соединения слов: пёс со шкафом, шкаф пса, пёс на шкафу, пёс в шкафу и т. д. Каждая из этих картин служит основой для придумывания истории. По улице бежит пёс со шкафом на спине. Это его будка, он всегда её таскает на себе…

Комментариев нет: