понедельник, 4 апреля 2016 г.

Мои эссе: "Мелкий бес". "Сборный город всей тёмной стороны"

Рецензия на роман Фёдора Сологуба (1863-1927) «Мелкий бес» (1902)
«Сборный город всей тёмной стороны»
Недотыкомку серую
Хоть со мной умертви ты, ехидную,
Чтоб она хоть в тоску панихидную
Не ругалась над прахом моим.
Фёдор Сологуб, 1899

«Мелкий бес» - весьма
печальное свидетельство
о человеческой натуре.
Виктор Ерофеев
«Сборный город» (Гоголь)
      «Все принарядились по-праздничному, смотрели друг на друга приветливо, и казалось, что в этом городе живут мирно и дружно. И даже весело. Но всё это только казалось».  Да, горожане очень весёлые.  Постоянно хохочут (ключевое слово), ходят друг к другу в гости, чтобы выпить водки и поиграть в карты на деньги, радостно обманывают ближнего, азартно сплетничают.    
     Мужчины, живущие в этом городе, «глупые, тупые, скучные» (ключевые слова). Например, Павел Васильевич Володин похож на барашка, смеётся, блеет, глаза тупые, «глупый молодой человек».
      Девушки рвутся замуж (почти за первого встречного), искусно растлевают невинных красивых подростков (соблазнительно для читателей, особенно учительниц). Сюжетная линия Людмилочки и Саши Пыльникова – отдельный  своеобразный роман о технологии развращения (боюсь, устаревший в 21 веке). Замужние женщины или вдовы вынуждены сдерживать свои тайные порочные желания, поэтому ограничиваются алкоголем, подделкой писем, обнажёнкой на маскараде, поркой детей.
       Сцена маскарада откровенно отвратительна: «И она бросилась на гейшу, пронзительно визжала и сжимала сухие кулачки. За нею и другие, -- больше из ее кавалеров. Гейша отчаянно отбивалась. Началась дикая травля. Веер сломали, вырвали, бросили на пол, топтали. Толпа с гейшею в середине бешено металась по зале, сбивая с ног наблюдателей. Ни Рутиловы, ни старшины не могли пробиться к гейше».
       Никто из жителей города почему-то не замечает, что Передонов сошёл с ума. Девицы вешаются ему на шею (метафорически), предлагают себя в супруги учителя словесности. Три сестры (в Москву! хе-хе) Рутиловы согласны с ним под венец в любой момент (надеюсь, не трио).
       Удивительно, что в этом городе только один человек «с ума спрыгнул»! Или я ошибаюсь? Думаю, что в безымянном городе много работы для психиатров и психоаналитиков. Кстати, рассказчик (повествование от 3 лица) тоже местный житель.
       Кажется, что город Сологуба вне времени и пространства, как в народной волшебной сказке. Вспомнила неожиданно размышления крупного литературоведа Юрия Манна о «Ревизоре» Гоголя: «Так возник город «Ревизора»,— по позднейшему опре­делению Гоголя, «сборный город всей тёмной стороны». Вдумаемся в значение того факта, что русская жизнь осмыслена в «Ревизоре» в образе города... Ибо сила «Реви­зора» не в том, насколько административно высок изобра­женный в нем город, а в том, что это особый город. Гого­лем была создана такая модель, которая в силу органиче­ского и тесного сочленения всех компонентов, всех частей вдруг ожила, оказалась способной к самодвижению». Город Сологуба, наверное, тоже можно назвать «сборным городом всей тёмной стороны».
Мой коллега
      Ардальон Борисыч Передонов. Гимназический учитель словесности. У него «обыкновенно равнодушно-сонное лицо», «маленькие, заплывшие глаза из-за очков в золотой оправе». Есть мечта – должность инспектора. Есть аллюзия на чеховского Беликова из «Человека в футляре». Есть сожительница – Варвара Дмитриевна, у которой мерзкое лицо и прекрасное тело. После уроков он пьёт, играет в карты, всегда проигрывая, ходит по домам учеников и жалуется на них родителям, требуя порки, посещает клуб, знакомых женщин. Ещё он издевается над  несчастным котом.  Пишет бредовые доносы на соседей, гимназистов, кота. Когда же учитель литературы читает книги, готовится к урокам? Наивный вопрос «наивного реалиста».
      Передонов безумен по-настоящему. Мания преследования, Пыльников - переодетая девочка, недотыкомка… «Одно странное обстоятельство смутило его. Откуда-то прибежала маленькая тварь неопределенных очертаний -- маленькая, серая, юркая недотыкомка. Она посмеивалась и дрожала и вертелась вокруг Передонова. Когда же он протягивал к ней руку, она быстро ускользала, убегала за дверь или под шкап, а через минуту появлялась снова, и дрожала, и дразнилась -- серая, безликая, юркая. Наконец, уж когда кончался молебен, Передонов догадался и зачурался шёпотом. Недотыкомка зашипела тихо-тихо, сжалась в малый комок и укатилась за дверь. Передонов вздохнул облегченно». Ещё в 1899 году Сологуб написал стихотворение об этой бредовой твари:
Недотыкомка серая
Всё вокруг меня вьется да вертится,-
То не Лихо ль со мною очертится
Во единый погибельный круг?
     Финал не становится неожиданным. Если второстепенного туповатого героя на протяжении всего текста рассказчик называет бараном, то нож в руке сумасшедшего воткнётся именно в него. «Передонов безумными глазами смотрел на труп, слушал шёпоты за дверью... Тупая тоска томила его. Мыслей не было. Наконец осмелились, вошли, -- Передонов сидел понуро и бормотал что-то несвязное и бессмысленное».
Кладбище аллюзий, или Интерактивный роман
      «Мелкий бес» - это напряжённый диалог с традицией реализма» (Виктор Ерофеев). Весь роман пропитан литературными ассоциациями и аллюзиями, цитатами. Чехов, Лермонтов, Грибоедов, Крылов, Гоголь, Мицкевич, Достоевский, Надсон…
-- А вы читали "Человек в футляре" Чехова? -- спросила она. -- Не правда ли, как метко?
   Так как с этим вопросом она обратилась к Володину, то он приятно осклабился и спросил:
   -- Это что же, статья или роман?
   -- Рассказ, -- объяснила Надежда Васильевна.
   -- Господина Чехова, вы изволили сказать? -- осведомился Володин.
   -- Да, Чехова, -- сказала Надежда Васильевна и усмехнулась.
   -- Это где же помещено? -- продолжал любопытствовать Володин.
   -- В "Русской Мысли", -- ответила барышня любезно.
   -- В каком номере? -- допрашивал Володин.
   -- Не помню хорошенько, в каком-то летнем, -- все так же любезно, но с некоторым удивлением ответила Надежда Васильевна.
       Упоминаются даже педагоги, методисты, лингвисты 19 века.
Сильные позиции текста
     Название.  «Мелкий бес». Что вспоминаем? Бесов Достоевского, Пушкина, Лермонтова.  В городе Сологуба бесы другие: недотыкомка, Людмилочка (?),  Ардальон, всякая мелочовка. Всё равно страшные, лезущие из подсознания.
     Эпиграф. "Я сжечь ее хотел, колдунью злую".  О какой колдунье говорится? Женщине, недотыкомке? Это первая строчка собственного стихотворения (1902) Сологуба:
 Я сжечь её хотел, колдунью злую. 
Но у неё нашлись проклятые слова, —
Я увидал её опять живую, —
Вся в пламени и в искрах голова. 

И говорит она: «Я не сгорела, —
Восстановил огонь мою красу.
Огнём упитанное тело
Я от костра к волше́бству унесу. 

Перебегая, гаснет пламя в складках
Моих магических одежд.
Безумен ты! В моих загадках
Ты не найдёшь своих надежд». 
     Сопоставим начало и конец. Первое предложение: «После праздничной обедни прихожане расходились по домам». О, в таком бесовском месте «прихожане», «обедня»!     Последнее предложение: «Передонов сидел понуро и бормотал что-то несвязное и бессмысленное». Да, несвязность и бессмысленность не только в голове главного героя. В жизни горожан смысла нет.
Евгений Замятин о романе Сологуба (1924)
        «Но человек -- человек только тогда, когда он в точности соответствует своему биологическому имени: когда он -- homo erectus, {Человек прямоходящий (лат.).} когда он уже встал с четверенек и умеет смотреть вверх, в бесконечность. К тем, кто еще на четвереньках, кто еще роется пятачком в земле, к Санхо-Пансам -- румяным, дебелым, удовлетворенным, конечным -- к ним Сологуб немилосерден; их он казнит жизнью, они никогда у него не умирают, они не могут умереть. Посмотрите: на всем огромном протяжении "Мелкого беса" не умирает никто, там бессмертны. Всегда говорят о бессмертии великих людей, героев -- это, конечно, ошибка: герой неразрывно связан с трагедией, со смертью; неистребимо-живуч, бессмертен -- мещанин. И для него, бессмертного, у Сологуба уже не мизерикордия, а другое, немилосердное оружие: кнут…     
     Прочтите "Мелкого беса" -- и вы увидите, что Передонов обречен бессмертию вечно бродить по свету, писать доносы и "всех значительных в городе лиц уверять в своей благонадежности".
     За цветами нужно ухаживать, чтобы они росли; плесень растет всюду сама. Мещанин -- как плесень. Одно мгновение казалось, что он дотла сожжен революцией, но вот он уже снова, ухмыляясь, вылезает из-под теплого еще пепла -- трусливый, ограниченный, тупой, самоуверенный, всезнающий. Нужно, чтобы снова просвистел бич сатиры, нужен новый "Мелкий бес". И я хочу верить, что мы доживем до того часа, когда Сологуб покажет нам воплощенным нового -- вернее все того же старого, вечного, только переодетого -- Передонова…
     Всей своей прозой Сологуб круто сворачивает с наезженных путей натурализма -- бытового, языкового, психологического. И в стилистических исканиях новейшей русской прозы, в ее борьбе с традициями реализма, в ее попытках перекинуть какой-то мостик на Запад -- во всем этом, если вглядеться внимательно, мы увидим тень Сологуба. С Сологуба начинается новая глава русской прозы…При всем своем европеизме Сологуб -- от русских степей, по духу -- он русский писатель куда больше, чем многие из его современников, чем, например, Бальмонт или Брюсов. Жестокое время сотрет многих, но Сологуб -- в русской литературе останется».
Можно почитать
Фёдор Сологуб «Мелкий бес» http://az.lib.ru/s/sologub_f/text_0010.shtml
Ю.В. Манн. Комедия Гоголя «Ревизор». «Сборный город» http://sobolev.franklang.ru/index.php/pushkin-i-ego-vremya/129-mann-yu-o-gorode-revizora
Фёдор Сологуб «Недотыкомка серая» http://slova.org.ru/sologub/nedotykomkaseraja/
Фёдор Сологуб «Чёртовы качели» http://slova.org.ru/sologub/chertovi_kacheli/
Фёдор Сологуб «Я сжечь её хотел, колдунью злую» http://www.fsologub.ru/lib/poetry/poetry_374.html
Евгений Замятин «Белая любовь» http://az.lib.ru/z/zamjatin_e_i/text_1924_belaya_lubov.shtml

Комментариев нет: