понедельник, 23 ноября 2015 г.

Мой читальный зал: уроки русского языка в 8-11 классах

    Читаю некоторые материалы в интернет-журнале "Эйдос", на сайте "Учительской газеты".
1.Данилова Светлана Алексеевна "Урок русского языка "Фонетические средства выразительности языка" в 10-11 классах".
" Наблюдение за фоникой первой строфы стихотворения.
Задание 2. Определите ключевые слова первой строфы.
Варианты ответов: Ключевое слово февраль к нему близки по теме и звучанию навзрыд, грохочущая, весна черная, горит.
Задание 3. Проанализируйте, повторение, каких звуков, звукосочетаний наблюдаются в этих образах и какие ассоциации они вызывают.
- Вар. ответов: В сочетании [р], [взр], [гр], [чр], повторение звонкого, дрожащего [р] ассоциируется в нашем сознании с бурным, громким, гремящим, раскатами грома, торжественного звона, создают картину внезапно наступившей весной.
- Определите, какие еще средства фоники наблюдаются в этом отрывке?
Варианты отв.: повторение ударного звука [а] в глаголах «достать, писать, плакать», ассонанс."
2.Рубан Татьяна Владимировна "Урок русского языка «Основные группы односоставных предложений» в 8 классе".
"7. Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов (в карте урока).
- Следующим этапом урока будет анализ употребления односоставных предложений в художественной литературе. Определите группу односоставного предложения, сохраняя пошаговую структуру своего рассуждения.
1. Не спится, няня: здесь так душно! (А. Пушкин)
2. В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов)
3. Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (А. Фет)
4. Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман
(М. Лермонтов).
5. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
( А.С.Пушкин)".
Читать статью
3.Охтилева Ольга Петровна "Анализ синтаксических структур текстов разных стилей речи (русский язык, 11 класс)".
"Структура урока.
1. Оргмомент. Запись даты в выданных пособиях (1мин.)
2. Устный кроссвордный диктант по теме "Синтаксис" (2 мин.)
3. Беседа по синтаксису предложений на основе текста "Слово Патриарха всея Руси Кирилла" (текст выдан накануне для самостоятельной работы на самоподготовке, в том числе выдано задание "Анализ синтаксических структур" для данного текста) (3 мин.)
4. Формулирование темы урока учащимися (частично! "Анализ синтаксических структур…") (1 мин.)
5. Кроссвордный диктант "Стили речи" (2 мин.)
6. Чтение работ кадетов (д/з), корректировка собственных работ на основе сопоставления с другими работами и обсуждения. Откорректировать работу в полном объеме – на самоподготовке (5 мин.). Акцент на работе с текстами публицистического стиля речи.
7. Анализ синтаксических структур по тексту И. Шмелева (10 мин.)
8. Чтение текста И. Шмелева. Работа с текстом. Акцент на работе с текстом художественного стиля речи (10 мин.)
9. Просмотр видеофрагмента "Б. Пастернак. Зимняя ночь". Образ как необходимое условие художественного стиля речи (4 мин.)
10. Формулирование темы учащимися в полном объеме "Анализ синтаксических структур текстов разных стилей речи" (1 мин.)
11. Обобщение проанализированного материала с помощью схемы-ответа "Анализ синтаксических структур текстов разных стилей речи" (2 мин.)
12. К домашнему заданию через осмысление собственной речи и жизненной позиции (5 мин.)
13. Формулирование темы и задач урока вместе с учащимися. Рефлексия (устно) (3 мин.)
14. Выставление отметок по ходу урока. Письменные работы оцениваются к следующему занятию".
Читать статью
4.Инна Лазарева "Урок развития речи в 8 классе на тему «Учимся писать сжатое изложение».
"6. Этап моделирования
Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше сжатое изложение должно быть текстом. Нам нужно научиться разделять главную и второстепенную информацию, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное.
Задание. Выделите ключевые слова (приложение 4).
Ученики подчеркивают ключевые слова.
Составление плана текста
Все работают в пяти группах. Координатор группы делает записи.
Задание: сколько абзацев в данном тексте? Обращение учащихся к памятке «Правила построения абзаца». Исследуйте правила  построения абзацев в нашем тексте (приложение 5). Выделите в каждом абзаце текста ключевые слова, это будут микротемы, запишите их. Таким образом  мы составим цитатный план текста.
Работа по сжатию текста: учащиеся получают карточки с содержательными и языковыми приемами сжатия".
Читать статью     Приложения к статье   
5.Ирина Филиппова "Какого цвета слово «статистика»? Интегрированный урок русского языка и математики в 9-м классе".
"3. Рефлексия
Учитель русского языка: Как, по вашему мнению, может звучать тема урока? Наши варианты: «Какого цвета слово «статистика»?», «Как мы видим то, что слышим», «Мы видим звук...».
Ответы детей.
Учитель математики: Математическая составляющая нашего урока сегодня - это статистика. Как вы думаете, что такое статистика?
Ответы детей.
Статистика - получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества.
Говорят, что математическая статистика - принятие решений в условиях неопределенности.
Каковы, на ваш взгляд, задачи статистики? Какие основные статистические характеристики вы узнали сегодня? Как они вычисляются?
Ответы детей.
Учитель русского языка: Как вы считаете, может ли статистика помочь при анализе стихотворения? Смогли ли вы лучше понять стихотворение Заболоцкого?
Повторите алгоритм действий при цветовом анализе стихотворения. Сможете ли вы применить его при анализе другого стихотворения?"
Читать статью      Приложения к статье
6.Светлана Смирнова "Сценарий урока на тему «Предложения с вводными конструкциями» в 8 классе (второй урок по теме)".
"Класс разделен на 3 группы (каждой группе дается задание).
 1 группа – Составьте опорную схему (алгоритм) «Внимание: вводные слова».
 2 группа – Напишите памятку по изучению темы «Вводные слова». Можете начать так «Помни, что…».
 3 группа - Проиллюстрируйте на конкретных примерах роль вводных слов в предложении, подбирая необходимые по значению вводные слова. Используйте материал упражнения 563 с.281."

Комментариев нет: