воскресенье, 2 августа 2015 г.

Мои эссе: "Газовый свет" (1940) и "Газовый свет" (1944). Как свести с ума жену и разбогатеть

Отзыв о фильмах «Газовый свет» (1940) и «Газовый свет» (1944)
      В 1938 году английский писатель Патрик Хэмилтон написал пьесу «Газовый свет». Произведение было несколько раз экранизировано. В 1940 году режиссёр Торалд Дикинсон снял английский фильм «Газовый свет» («Улица ангела»), в 1944 году появилась  американская одноимённая картина режиссёра Джорджа Кьюкора.  Второй фильм получил две премии «Оскар» (1945), премию «Золотой глобус» (1945).
      Я посмотрела подряд оба произведения. Сюжет – отличная инструкция для мужа-преступника «Как свести с ума жену и разбогатеть». Условие первое. Супруга должна быть избыточно впечатлительной, некритично мыслящей, желательно молоденькой. Условие второе. Жена должна односторонне любить мужа. Условие третье. Семья должна жить в доме с загадочным прошлым (со скелетом в шкафу). Условие четвёртое. … Лучше смотрите фильмы без всяких условий.  
       Английский фильм показался мне немного устаревшим. Атмосфера совсем не триллероподобная, хотя туманная дымка на улице наличествовала. Муж (Антон Вальбрук) похож на какого-то мелкого пакостника, который во время спецоперации (см. выше инструкцию) не откажется и от параллельной интрижки с вульгарной прислугой, готовой на все услуги (ух ты, каламбур). Эпизод канкана, кстати, мне понравился. Жена (Диана Виньяр) производит впечатление разумного незабитого существа, почти не боится своего фальшивого супруга. Выражение лица актрисы не меняется на протяжении фильма, даже в последней сцене с разоблачённым мужем всё аскетично.  Спасает Беллу пожилой герой, который узнал в её муже кое-кого спустя 20 лет. Да, настоящая жена в Австралии.
     Американский фильм оказался известным и популярным. Атмосфера картины более нуарная, чем в первой версии. А какие костюмы прекрасные! Муж (Шарль Буайе) напоминает дьявольское отродье бизнес-класса. Даже излишне бойкая горничная (Анджела Лэнсбери) не отвлекает его от запланированной акции (см. выше инструкцию). Жена (Ингрид Бергман), молоденькая красотка, постепенно убеждается в своей мнимой болезни. Знаменитая актриса создала прекрасный образ несчастной женщины, зато в последней сцене с привязанным лжемужем Бергман напоминает викторианскую валькирию. Спасает Полу молодой герой (Джозеф Коттен) из полиции, который узнал в ней кое-кого спустя 10 лет.  Чуть не забыла про настоящую жену в Праге.
     Интересно, что в фильме Альфреда Хичкока «Под знаком Козерога» (1949) Коттен и Бергман сыграют снова вместе.

Рецензия кинокритика Сергея Кудрявцева http://www.kinopoisk.ru/review/854902/


Комментариев нет: