среда, 11 марта 2015 г.

Городской мастер-класс "Приёмы обучения пониманию учебного и художественного текстов на уроках гуманитарного и естественного циклов"

    Сегодня, 11 марта 2015 года, в школе №25 провела мастер-класс для учителей города "Приёмы обучения пониманию учебного и художественного текстов на уроках гуманитарного и естественного циклов". 
Эти материалы были подготовлены для коллег.
Приёмы обучения смысловому чтению учебных текстов
на уроках гуманитарного и естественного циклов
По материалам Ирины Добротиной       
 Необходимо выделить следующие группы умений:
·         умение поиска информации (в библиотеках, каталогах, словарях и справочниках, географических и исторических атласах, то есть в различных источниках информации, включая СМИ и ресурсы Интернета);
·         умение восприятия информации (восприятие вербальной информации — аудирование, текстовой — чтение, восприятие графической, числовой, схематической информации);
·         умение осознания информации (понимание основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации текста);
·         умение переработки информации (умение, основанное на логических операциях анализа, сравнения, синтеза, аналогии, и умение семантического (обобщение) и лексического (совмещение, свёртывание) изменения информации);
·         умение передачи/использования информации (представление информации в виде развёрнутых планов, выписок, конспектов, аннотаций, рефератов, выступление перед аудиторией с сообщением, докладом).
Приведём примеры заданий, которые могут быть предложены учащимся на различных этапах работы с информацией.
 I. Задания, направленные на развитие умений воспринимать и осознавать информацию текста:
1. Вставьте на месте пропусков в … абзаце необходимые по смыслу слова. (Объясните, как вы понимаете значение слов, замените их синонимами.)
2. Предположите, о чём должна идти речь в тексте, по выписанным из текста ключевым словам.
3. Выполните работу по разметке текста. (Поставьте знак «?» там, где заканчивается мысль, требующая, на ваш взгляд, осмысления и постановки вопроса; запишите вопрос, который вам хотелось бы задать.)
4. Подчеркните главную информацию в тексте. В каждом ли предложении есть такая информация?
5. Подчеркните слова и выражения, которые помогают вам следить за тем, как идёт развитие мысли в тексте.
6. Укажите номера предложений, которые, на ваш взгляд, должны стать началом нового абзаца (в тексте, представленном без абзацного членения).
7. Укажите номера предложений, являющихся лишними в данном тексте (в тексте с намеренно включённой лишней информацией).
8. Укажите номера предложений (абзацев), в которых дана неверная информация (с точки зрения развёртывания логики текста).
9. Дайте название данному тексту.
10. Придумайте тему выступления, сообщения, при работе над которой вам потребовались бы факты, примеры из данного текста.
11. Восстановите последовательность предложений (абзацев), восстановите связи между предложениями абзаца.
 II. Задания, направленные на развитие умений перерабатывать и использовать информацию текста:
 1.Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти).
2.Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.
 3.Уберите в тексте лишнюю, с вашей точки зрения, информацию.
4.Дополните текст своими примерами (описаниями, аргументами), например: расскажите о творчестве одного из художников; включите рассуждение о том, существует ли связь и преемственность с золотым веком русской культуры.
5.Разверните представленный абзацный зачин в абзац.
 6.Составьте предложение или небольшое сообщение с опорой на словосочетание (предложение).
7.Найдите в тексте тезис и доказательства, перестройте текст таким образом, чтобы доказательство стало выводом, следствием из приведённых примеров.
8.Допишите текст (текст представлен без вступления и/или заключительного абзаца).
9.Соедините абзацы (предложения), вставив подходящие по смыслу вводные слова и выражения.
10.Напишите свой текст на основе нескольких текстов, других источников информации (карт, схем, графиков), дающих фрагментарное представление об одном и том же факте или явлении, используя суммарную информацию этих текстов (источников информации).

 Стратегии смыслового чтения. Приёмы обучения пониманию текста на уроках гуманитарного цикла
Образовательная технология «Развитие критического мышления средствами чтения и письма»
Модель работы читателя с текстом (Г.Г.Граник)
Примечания
I. До чтения текста
«Три попутчика сопровождают читателя в его движении сквозь текст: выявление связей причин и следствий, установление сходств и различий, выяснение правдоподобия и неправдоподобия. А заставляет их работать одна из самых важных мыслительных операций – операция сравнения…Мы рассматриваем диалог с текстом как систему следующих операций: постановка вопросов к тексту, выдвижение предположительных ответов на эти вопросы и гипотез относительно дальнейшего содержания текста, проверка этих ответов и гипотез» (Граник Г.Г.).

Виды информации в художественном тексте
·           Фактуальная. Факты, события, место и время действия  (фабула). Передаётся  пересказом текста.
·         Подтекстовая. Скрытый  смысл, который  передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств  художественной изобразительности (подтекст). Пересказом не передаётся.
·         Концептуальная. Система  взглядов автора  на жизнь, его  мировоззрение  (концепт, идея, главная мысль). У разных читателей разная концептуальная  информация. (И.Гальперин)
Стратегия «Чтение с остановками»
1.Искренний рассказ о своём опыте знакомства с автором, произведением.
1.Автор. Что известно о нём?
2.Обсуждение названия произведения. Ассоциации, аналогии, связи.
2. Обсуждение названия произведения. Ассоциации, аналогии, связи.

3.Эпиграф. Ассоциации.
4.Прогноз. Читательское предугадывание ведёт к возникновению вероятностного прогнозирования.
II.По ходу чтения текста
1.Чтение текста с остановками. Во время остановки учитель задаёт вопросы (Что будет дальше? Почему герой поступил так? Какие чувства вызвал этот фрагмент?).
1.Установка. Ожидание подтверждения своего прогноза.
2.Приём «Дерево предсказаний». Краткая запись ответов – предсказаний учеников в виде схемы.
2.Внимание к слову. Лексическое значение непонятных слов.

3.Диалог с текстом. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы.
III. После чтения текста
1.Приём «Толстые и тонкие вопросы».
1.Главная мысль текста.
Толстые вопросы
Тонкие вопросы
2.Приём «Ромашка вопросов»  («Ромашка Блума»).
2.Виды информации в художественном тексте.
·         Фактуальная.
·         Подтекстовая.
·         Концептуальная
Продуктивные.
Прямого однозначного ответа в тексте нет.

Репродуктивные. 
Есть в тексте однозначный ответ.

3.Сильные позиции текста.
Сильные позиции текста: название, эпиграф, начало и конец текста (главы), повторы, рифмы.
3. После обсуждения учитель предлагает несколько цитат, пословиц, связанных с содержанием текста. Ученики пишут эссе по своему выбору.
4.Вторичные тексты.
·         План.
·         Пересказ.
·         Тезисы.
·         Конспект.
«Ромашка вопросов»  («Ромашка Блума»)
1.Простые. Фактические, репродуктивные.
2.Уточняющие. «Если я правильно понял…».
3.Интерпретационные. «Почему…?».
4.Творческие. В вопросе есть частица «бы».
5.Оценочные. Критерии оценки явлений.
6.Практические. Взаимосвязь между текстом и жизнью.
4.Преобразование информации: схема, таблица, график, формула…
5.Преобразование информации: схема, таблица, график, формула…
Подготовила Ясинская С.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №22», Череповец

Конспект урока литературы в 10-11 классах по рассказам Дениса Драгунского

Комментариев нет: