вторник, 10 февраля 2015 г.

Мой открытый урок литературы в 7В классе "Кто убил чиновника Червякова?"

    Сегодня, 10 февраля 2015, провела открытый урок литературы в 7В классе по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника". (Несколько лет назад я опубликовала конспект урока по этому произведению). Приведу примеры  заданий для учеников. 
  •      Приём советского методиста М.Рыбниковой. Я разрезала текст на 13 кусочков. На каждой парте лежит кусочек рассказа. Прочитайте свою часть. Из этих кусков мы попытаемся собрать текст.
  •    Эпиграф к уроку. Прочитайте слова Чехова из письма к брату: "Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство".  Как вы понимаете эту мысль? Какое отношение эта цитата имеет к «Смерти чиновника»?
  • Сюжет. Найдите сюжетные элементы в рассказе.
    1.Экспозиция. Иван Червяков в театре.
    2.Завязка. Чиновник чихнул и обрызгал генерала.
    3.Развитие действия. Червяков ходит извиняться к генералу.
    4.Кульминация. Генерал закричал и затопал ногами.
    5.Развязка. Чиновник умер.
    Есть ли в тексте внесюжетные элементы? В первом абзаце авторское отступление. Почему кульминация и развязка почти совпадают? В жанре рассказа необходим режим экономии.
  • Жанр рассказа.
  • Сильные позиции текста.
  • Простой и цитатный планы
          1."…Иван Дмитрич Червяков сидел во втором ряду кресел и…чувствовал себя на верху блаженства».
          2."…нагнулся и…апчхи!!!» 
          3."…старичок…старательно вытирал свою лысину…» 
          4."Извиниться надо». 
          5."Я извинялся, да он как-то странно…» 
          6."Какие пустяки…» 
          7."Генерал, а не может понять!» 
          8."Пошёл вон!!!» 
          9."…он лёг на диван и…помер».
  • Хронотоп.         
       Время
  Пространство
Один прекрасный вечер
Театр «Аркадия»
Тот же вечер
Дома
На другой день
Приёмная генерала
Тот же день
Дома
На другой день
Приёмная генерала
Тот же день
Дома
  • Говорящие имена. Иван (др.евр.) – Бог даровал, милость Божия. Дмитрий (др.греч.) – посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия. Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (Даль). Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать (Даль).
  • Интерпретация. "За анекдотической ситуацией в юмористических рассказах Чехова часто проступает психологический парадокс". И.Бурдина (Парадокс – неожиданное, непривычное, противоречащее здравому смыслу). О каком психологическом парадоксе идёт речь в рассказе «Смерть чиновника»?  "Традиционная в русской прозе о «маленьком человеке» пара грозный генерал – робкий чиновник в рассказе Чехова перевернулась: скромный чиновник превратился в угнетателя (палача), а превосходительство в угнетаемую жертву. Высокий бюрократический ранг Бризжалова не помешал ему остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, и при своём малом чине не личность". В.Недзвецкий. Зачем Червяков преследует генерала? "В творчестве Чехова немало персонажей со стереотипным мышлением, которые живут по «программе». Червяков считает, что генерал должен унижать и карать мелкого чиновника за любую оплошность. Здесь показан «сбой» программы: Червяков не понимает, почему генерал не слушает его извинений. Герой вроде бы делает всё правильно, но добивается обратного эффекта". И. Исакова. Отчего умер Червяков? "Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. Итак, чеховский Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» помирал оттого, что не был понят и удовлетворён в праве на пресмыкательство". В.Недзвецкий. Почему Червяков умер, не снимая вицмундира?  "Нарушение логики в поступках людей в произведениях Чехова – это отражение алогизма, абсурдности самой действительности. Заглавие предваряет текст, в котором делается намёк на несовместимость каких-то понятий: смерть не человека, а чинуши, раба. Постоянно автор обращает внимание на несоответствие, контрастность причины и следствия (чиновник чихнул – чиновник «помер»)". М.Семанова. Должность Червякова – экзекутор. Какие ещё значения несёт это слово? (Экзекуция – исполнение судебного приговора, телесная кара, наказание). "Незначительный, страдающий комплексом неполноценности чиновник оказывается вдруг страшным для самого генерала; он как червь точит психику Бризжалова, пока не выводит высокопоставленного чиновника из себя. Безобидный Червяков оказывается своего рода тираном, деспотом. Червяков страшен потому, что на нём, на его добровольном пресмыкательстве, держится вся система низкопоклонства, чинопочитания, унижения и самоунижения". В.Крючков.
  • Сопоставление «Смерти чиновника» со стихотворением Беранже «Знатный приятель».
    Я всей душой к жене привязан
    Я в люди вышел... Да чего!
    Я дружбой графа ей обязан.
    Легко ли! Графа самого!
    Делами царства управляя,
    Он к нам заходит, как к родным.
    Какое счастье! Честь какая!
    Ведь я червяк в сравненье с ним!
    В сравненье с ним,
    С лицом таким —
    С его сиятельством самим!

    Прошедшей, например, зимою
    Назначен у министра бал;
    Граф приезжает за женою,—
    Как муж, и я туда попал.
    Там, руку мне при всех сжимая,
    Назвал приятелем своим!..
    Какое счастье! Честь какая!
    Ведь я червяк в сравненье с ним!
    В сравненье с ним,
    С лицом таким —
    С его сиятельством самим!

    Жена случайно захворает —
    Ведь он, голубчик, сам не свой:
    Со мною в преферанс играет,
    А ночью ходит за больной.
    Приехал, весь в звездах сияя,
    Поздравить с ангелом моим...
    Какое счастье! Честь какая!
    Ведь я червяк в сравненье с ним!
    В сравненье с ним,
    С лицом таким —
    С его сиятельством самим!

    А что за тонкость обращенья!
    Приедет вечером, сидит...
    - Что вы всё дома... без движенья?..
    Вам нужен воздух...— говорит.
    - Погода, граф, весьма дурная...
    - Да мы карету вам дадим! —
    Предупредительность какая!
    Ведь я червяк в сравненье с ним!
    В сравненье с ним!
    С лицом таким —
    С его сиятельством самим!

    Зазвал к себе в свой дом боярский:
    Шампанское лилось рекой...
    Жена уснула в спальне дамской...
    Я в лучшей комнате мужской.
    На мягком ложе засыпая,
    Под одеялом парчевым,
    Я думал, нежась: честь какая!
    Ведь я червяк в сравненье с ним!
    В сравненье с ним,
    С лицом таким —
    С его сиятельством самим!

    Крестить назвался непременно,
    Когда господь мне сына дал,—
    И улыбался умиленно,
    Когда младенца восприял.
    Теперь умру я, уповая,
    Что крестник взыскан будет им...
    А счастье-то, а честь какая!
    Ведь я червяк в сравненье с ним!
    В сравненье с ним,
    С лицом таким —
    С его сиятельством самим!

    А как он мил, когда он в духе!
    Ведь я за рюмкою вина
    Хватил однажды: — Ходят слухи...
    Что будто, граф... моя жена...
    Граф,— говорю,— приобретая…
    Трудясь... я должен быть слепым...
    Да ослепит и честь такая!
    Ведь я червяк в сравненье с ним!
    В сравненье с ним,
    С лицом таким —
    С его сиятельством самим!
  • Домашнее задание. Рассуждение "Почему рассказ называется «Смерть чиновника», а не «Смерть Ивана Дмитриевича»?". Исследование "Использование многоточий в тексте. В каких фрагментах и с какой целью?".
  • Литература 
  • 1.Крючков В.П. Рассказы и пьесы А.П.Чехова: ситуации и персонажи. – Саратов, 2002.
    2.Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.,1985.
    3.Недзвецкий В.А. Рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника» в контексте русской литературы. - Литература в школе, 1997, №6.
    4.Семанова М.Л. Чехов – художник. – М.,1976.
    5.Тюпа В. Художественность чеховского рассказа. – М.,1989.
    6.Громов М. Книга о Чехове. – М.,1989.
    7.Хализев В. Теория литературы. – М., 2005.
    8.Теория литературы. В 2 томах. – т.1, М., 2004.
    9.Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М., 2000.
    10.Толоконникова И. О рассказе Чехова «Смерть чиновника». – Русский язык и литература для школьников, 2008, № 2.
    11.Исакова И. Литературное произведение: теория и практика анализа. – Русский язык и литература для школьников, 2008, № 2.

6 комментариев:

Валентина Саблина комментирует...

Класс! Можно позаимствовать? Правда, у нас с четверга карантин. Ученикам задано прочитать рассказ. Спасибо за такие материалы, Светлана Георгиевна!

Наталия Станиславовна комментирует...

Спасибо, Светлана Георгиевна, за то, что поделились таким замечательным уроком. Глубоко, умно, серьезно, без снисхождения к возрасту учеников. А как актуально! Очень интересные задания на дом.

Светлана Георгиевна комментирует...

Валентина Васильевна, спасибо за внимание к блогу. Буду рада, если воспользуетесь материалами.

Светлана Георгиевна комментирует...

Уважаемая Наталия, спасибо за столь лестный отзыв. Заходите в гости чаще.

Unknown комментирует...

Светлана Георгиевна! Спасибо!Вы - мастер!

Светлана Георгиевна комментирует...

Спасибо, Татьяна, за добрые слова. Заходите в гости.