суббота, 27 декабря 2014 г.

Мой читальный зал. Литературное школьное образование: что нужно менять?

Прочитала статьи Елены Ядровской. 
Елена Робертовна Ядровская, доктор педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург. О себе: Доктор педагогических наук, доцент, ученица Владимира Георгиевича Маранцмана, соавтор УМУ по литературе под ред В. Г. Маранцмана, специалист в области методики преподавания литературы. Сфера научных интересов - интерпретационная деятельность читателя-школьника (сочинение и другие виды творческих и исследовательских работ). Школьный и вузовский стаж работы - более 25 лет Секретарь ученого совета по специальности 13.00.02 руководитель всероссийских и международных образовательных проектов.
1."Литературное образование: что нужно менять?"  Сайт УГ.
"Каковы цели урока литературы?
Специфика учебного предмета «Литература» — единственного предмета, который представляет искусство на протяжении всей школьной жизни ученика, — заключается в том, что школьник учится воспринимать художественный текст, одновременно овладевает инструментами анализа, получает системное представление о литературном процессе, знакомится с работами критиков и проходит путь самопознания, открытия не только искусства, но и жизни. Триединый неразрывный процесс. А потому цель школьного литературного образования в освоении механизмов общения ученика с искусством, жизнью и самим собой, что дает на уровне предметного результата - способность и готовность создавать продукты интерпретационной деятельности (механизма литературного развития читателя-школьника) — отвечать на прочитанное (творческие работы разных жанровых систем). На уровне метапредметного результата мы говорим об освоении культурно-исторического и эстетического контекста художественного произведения, овладении механизмами диалогического взаимодействия с текстами культуры в пространстве Большого Времени, вхождение в культуру".
2."От чтения к творчеству".  Сайт УГ.
"Вместо поиска эффективной стратегии, способной решать серьезные проблемы мирового масштаба (нечтения, нечувствования, неосмысления, неговорения - как следствие неспособности человека выражать свои мысли и чувства в слове), мы ищем подпорки к изначально шаткой, не имеющей ни научного, ни педагогического фундамента постройке - ЕГЭ по литературе.
Происходящее в образовании отражает когда-то пройденные круги: актуальная цель - всестороннее развитие личности - упаковывается в убогий формат «инновационных технологий» и в реальности получает прямо противоположный результат - одностороннее склонение субъектов обучения в сторону принятия двойных стандартов («мы, конечно, дети, понимаем, что ЕГЭ по литературе - это абсурд, но что мы можем поделать - приходится мириться, ведь вам сдавать экзамен», а «эмоции свои оставьте при себе»).
Исчезает предмет-цель: литература без чтения, аттестация учителя комиссией, никогда не бывшей у него на уроке, отчет о работе с детьми вместо работы и вместо самих детей".
3."О судьбе школьного литературного образования".  Сайт ЛГ.
"Задача вернуть сочинение в школу – насущная необходимость! Но нельзя дважды войти в одну реку: с эпохи школьных сочинений изменились ученик и школа, изменились мы, изменился мир. И это нужно учитывать. Необходимо выстроить систему работы над сочинением на протяжении всех лет обучения, вместе с сочинением необходимо возродить на уроках литературы традицию выразительного чтения («Слово живёт в звуках голоса, в этом его природа», – писала М.А. Рыбникова) и традицию заучивания ряда текстов наизусть – нельзя любить литературу, не зная из неё ни строчки".
4."Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством и путь творческого развития личности".
"В статье определены герменевтические и методические позиции, с которых автор рассматривает интерпретационную деятельность обучающихся представлены критерии оценки работ интерпретационного характера раскрыто влияние интерпретационной деятельности на творческое развитие личности".         
Книги Е.Р.Ядровской
5."Чтение как диалог: уроки литературы в основной школе. Учебно-методическое пособие", 2011.
6."Современная литература в базовой и профильной школе. Учебно-методическое пособие", 2007.
7."Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования (5-11-е классы)", 2012.  Диссертация
8."Творческие работы учащихся 5-7 классов по литературе как диалог с искусством и собственной личностью", 2002. Диссертация

Комментариев нет: