четверг, 28 августа 2014 г.

"Теперь учителя будут готовить школьников к написанию сочинения на темы, вписывающиеся в парадигму этих направлений"

Михаил Павловец
5 тематических направлений в одну сторону
Вчера, 27.08.14, обнародовали пять тематических направлений к будущему итоговому сочинению
. Вот они:
«Недаром помнит вся Россия...» (200-летний юбилей Лермонтова),
«Вопросы, заданные человечеству войной»,
«Человек и природа в отечественной и мировой литературе»
«Спор поколений: вместе и врозь»
«Чем живы люди?»
Теперь учителя будут готовить школьников к написанию сочинения на темы, вписывающиеся в парадигму этих направлений, а ответственные люди – сочинять банк тем (из которых в день сочинения будут выбраны те, на которые и будут сочинения писаться)
Хотелось бы сделать несколько замечаний на полях этого перечня, тем более что к процессу его появления я тоже приложил руку (так что ответственность с себя не снимаю, пусть последнее решение принималось и без моего участия, Советом по сочинению под руководством Н.Д. Солженицыной). И рассказать, что обсуждалось – а что получилось в итоге.
Можно, конечно, порадоваться, что тематические направления не ужасные – скорее традиционные, весьма компромиссные. Из них 3 темы для тех, кто склонен размышлять (вопросы войны, «отцы и дети» – и «чем люди живы», сиречь – о смысле жизни) и 2 темы – вполне литературоведческие, не обязательно проблемные – по творчеству Лермонтова и по образу природы (ну или, в лучшем случае, по взаимоотношению человека и природы). То есть все эти темы довольно узкие и сужать их можно, скорее всего, только в одном направлении – указывая конкретные произведения. А значит, литературоведческими они станут уже все. Предположим, что первая будет по теме Родины у Лермонтова (и патриотично, и снимается некоторая нелепость в формулировке, когда на месте Дня Бородина оказывается сам поэт: эдак к юбилею Некрасова в следующий раз дадим «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная»). Вторая – по изображению войны у Льва Толстого (а что, куда оригинальнее, чем тема по творчеству писателей фронтового поколения! – потому что военной прозы следующего поколения наши школьники и большинство учителей просто не знают и в Кодификаторе содержания ЕГЭ ее нет). Третья – например, Шолохов, тем более что сочинение будет писаться в год тридцатилетия его смерти, а переписываться – в год его 110-летнего юбилея (юбилейный подход тут очень удобен). Тема предполагает хорошее знание текста и не очень предполагает, что школьник будет писать с удовольствием, так как данную тему мало кто из словесников умеет подавать ярко, зато все умеют на нее натаскивать. Так что держитесь, ребята, в этом году у вас будет на занятиях много природы, постарайтесь не заснуть – пусть и «не тем глубоким сном могилы». Вот только «мировая литература» в теме смущает: зарубежная литература и так довольно бедно представлена в старших классах – а тут еще такой поворот (неужели имеется в виду «Фауст» Гете?). Четвертая тема – так и просится Тургенев (хотя и тут возможен и Толстой, или Шолохов, и много кто еще). Эту тему очень любят взрослые – особенно когда дети в своих сочинениях их убеждают, что на самом деле между ними нет непреодолимых противоречий: так спокойнее. Последняя тема – формулировка опять отсылает нас к Л.Н. Толстому, но тут большой простор для выбора – только выбор этот будут делать те, кто будет формулировать тему, выбирая, на материале творчества какого автора школьники будут размышлять о смысле жизни.
В целом следует признать, что формулировки направлений вписываются в общий принцип проведения итогового сочинения в 2014 году: как можно «щадяще» (наряду с тем, что проводиться сочинение будет в школе, проверяться самими учителями, оцениваться на зачет/незачет и т.д.)! Это проба – каким получится первый блин, при этом очень важно не злить понапрасну учителей, и так загнанных бесконечными экспериментами над их долготерпением в состояние глубокого рессентимента. И уже можно предсказать, где возможен провал – и сам этот провал тоже будет крайне важен, так как позволит еще раз наглядно продемонстрировать, что шаблонные темы и шаблонные методы подготовки к сочинению приводят к торжеству шаблона и в самих ученических работах. В конце концов, сама наша система образования во многом все еще построена на подходе «чего изволите-с», когда учащихся приучают угадывать желания проверяющих и стараться понравиться им.
Поэтому уже сейчас имеет смысл попытаться заглянуть в будущее – и предложить один из путей, по которому может пойти дальше «возвращение сочинения в школу». Вот 5 тем, которые были предложены на рассмотрение Совета Игорем Реморенко, предварительно обсужденные теми, кто причастен к организации дискуссий о будущем сочинения на сайте Wikivote.ru
К каждой теме дается пояснение:

Юбилей М.Ю. Лермонтова
Тематическое направление из предполагаемого обязательного типа направления «юбилей великого писателя или деятеля культуры»: подготовка к ней диктует необходимость углубленного изучения жизни и творчества упомянутой фигуры в течение первого полугодия как на занятиях по литературе (и другим предметам), так и во внеурочной деятельности, проведение школьных мероприятий и т.п. Выбор Лермонтова нами объясняется тем, что 15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения писателя.

Уроки войны в русской литературе
2014 год – год столетнего юбилея начала Первой мировой войны; 75-летие начала Второй мировой войны; грядущий, 2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны – во всех этих войнах Россия (СССР) приняла активное участие, войны эти не только изменили границы и политический строй множества стран, но и дали целый ряд непростых, а иногда болезненных уроков человечеству. Сегодня, когда, вопреки ожиданиям последних лет, по всему миру вновь разгораются военные конфликты, самое время еще раз повторить эти уроки – вслед за русскими писателями и мыслителями XIX-ХХ века – А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Л.Н. Толстым, Л.Андреевым, А.Платоновым, писателями-фронтовиками 2-й половины ХХ века

Будущее России и мира в произведениях русской литературы
Тематическое направление преимущественно литературоведческого типа, может быть раскрыта как на материале одного из произведений в жанре антиутопии (Е.Замятин, П.Краснов, А.Курчаткин, В.Войнович, Т.Толстая, В.Сорокин и др.), так и реализуя прогностический потенциал русской литературной классики XIX-XX вв. (Ф. Достоевский, М. Булгаков, А.Платонов, А. и Б. Стругацкие и др.)

Целостный анализ заранее не известного стихотворения
Тематический блок, опирающийся не на заранее заявленную проблематику, а на художественную форму произведения – и жанр работы с данным текстом, в настоящем случае – жанр целостного литературоведческого анализа стихотворного лирического произведения. В будущем возможно заменить стихотворное произведение на эпическое, а жанр литературоведческого анализа – на эссе по заранее не известному произведению или рецензию на произведение современной литературы.
Эта жанровая форма вызвала наибольшую поддержку \при обсуждении на сайте wikivote.ru

Интерпретация произведения русской классики в других видах искусства
Данное тематическое направление предполагает работу с другими видами искусства, интерпретирующими произведения русской классики – живописи (живописные полотна и художественные иллюстрации книг), музыки (оперы, мюзиклы, песни), кино и театра. Какой конкретно вид искусства будет предложен – станет известно на самом сочинении, но темы будут формулироваться довольно общо, например: «Интерпретация одного из произведений русской классики XIX-ХХ вв. в музыке», «Произведения А.С. Пушкина в оперной интерпретации» и т.п. Данное направление призвано стимулировать использование на занятиях межпредметных связей, музейную и театральную деятельность преподавателей словесников и пр.

Как видим, два первых из этих тематических направлений, пусть и в модифицированном виде, но были приняты. Третья – по образу будущего – давалась (раскрою тайну) с уверенностью, что она будет отвергнута (чтобы не занимать все позиции, так как у других членов Совета Н,Д. Солженицыной наверняка должны быть свои не менее, а то и более интересные идеи). А вот на двух последних хотелось бы остановиться поподробнее.
Когда на сайте http://sochinenie.wikivote.ru/ кипело обсуждение возможных подходов к возвращению сочинения, многие из добровольных экспертов говорили о том, что надо отказаться от исключительно тематического подхода к пониманию сочинения, что важно учить школьников создавать тексты в различных жанрах – эссе, анализ, очерк, рецензия и т.д. Особенно была популярна идея сочинения в виде анализа (или рецензирования) неизвестного школьнику текста, данного ему для прочтения в момент написания работы. Это согласуется и с компетентностным подходом в образовании – не пичкаем знаниями, а учим их добывать и применять; и с тем, что в будущем вряд ли выпускникам придется писать сочинения, а вот создавать свои тексты самых различных жанров – придется наверняка, и этому тоже надо учить. Но победил подход традиционный – может, из соображений милосердия по отношению к учителям и их подопечным, а может, из слепой веры, что традиционное сочинение способствует воспитанию высокодуховной и патриотичной личности, а его отмирание в течение последних десятилетий – происки «реформаторов» с их ЕГЭ, а не естественный процесс. Пока же нам остается готовиться к декабрю 2014 года – а также к тому, что полученные результаты вновь поставят перед нами вопросы, знакомые нам с самого начала нашей педагогической деятельности, но почему-то игнорируемые нами – наверное, потому что под фонарем потерянное искать всегда проще.
UPD: Сергей Волков уточнил, что Совет Солженицыной настаивает: темы должны быть сформулированы так, чтобы школьник имел возможность выбрать произведение. Но направления по большей части сформулированы так, что это сделать будет крайне сложно! Впрочем, где наша не пропадала :)

Комментариев нет: