понедельник, 7 июля 2014 г.

Мои эссе: "Леди и адмирал". Спектакль продюсерского центра «Театральное товарищество» (Москва)

Нельсон - твой; 
альфа и омега Нельсона - это Эмма.
Адмирал Нельсон
Наконец-то они меня достали.
Нельсон перед смертью
Программа XII Международного театрального фестиваля «Голоса истории» - 2014.

4 июля 2014. Камерный театр Череповца.
Спектакль "Леди и адмирал" продюсерского центра «Театральное товарищество» (Москва). 
Пьеса английского драматурга Томаса Реттигана.
Режиссёр - Леонид Кулагин.
Горацио Нельсон - Игорь Ливанов, Фрэнсис Нельсон - Людмила Нильская, Эмма Гамильтон - Юлия Захарова, капитан Харди - Дмитрий Исаев, дипломат - Алексей Нестеренко, племянник адмирала - Дмитрий Косенкин.
В спектакле использована музыка Эннио Морриконе, Ф. Шопена, «Реквием» Т. Альбинони.
Легендарная история любви леди Гамильтон и адмирала Нельсона.
Сайт
Рецензия Елены Кривошеиной.
Ещё рецензии.
Мои впечатления. Наверное, все видели фильмы, где Эмму Гамильтон играли Вивьен Ли (в роли адмирала, понятно, Оливье) и Мишель Мерсье (Ричард Джонсон в роли Нельсона). В этом спектакле Эммой была неизвестная мне актриса Юлия Захарова. 
     Образ леди создан вполне убедительный: вульгарная (в поведении и речи), нетрезвая, неприлично одетая. В то же время неглупая, естественная, свободная, хорошо (даже слишком) раскрепощённая. Главное - она любит английского героя. Ещё она любит алкоголь и художественную самодеятельность. Актриса очень подвижна, громка, это тоже создаёт контраст между образами двух женщин. 
     Жена адмирала Фрэнсис (муж и другие называют её курицей) холодная, подлинно аристократичная, умная,  сдержанная. Людмила Нильская играет очень серьёзно, без единой улыбки,  почти без жестов  и движений. Она, оказывается, тоже любит   своего мужа, который уже несколько лет живёт с другой и возвращает письма супруги обратно (якобы непрочитанными). 
    Главный вопрос, который волнует персонажей (например, капитана), почему Горацио Нельсон бросил идеальную жену, предпочтя  даму с разрушенной (мягко говоря) репутацией. Вы уже догадались? Да, Эмма - отличная любовница, их  "любовь начинается и заканчивается в постели", по словам адмирала. Жене, напротив, "противна эта низкая возня, но она готова идти на это - ради него". Так что к Фрэнсис Горацио вернётся только мёртвым в бочке с бренди. "Бог учил нас, как отвечать на пощечину, но не сказал, как отвечать на поцелуй", - это слова адмирала, который чувствует свою вину перед любящей женой, поэтому отвергает её письма, не желает с ней встречаться. 
     Мужские персонажи не менее интересны, чем женские. Племянник робок, неуклюж, в то же время твёрд в убеждениях, что вызывает к нему уважение. Дипломат чем-то напоминает Эмму в улучшенном дворянском варианте. Капитан не уважает (активно) любовницу своего начальника и не скрывает этого про встрече. Адмирал, конечно, любит Эмму такой, какая она есть. Пьяной, распутной, вульгарной. Но ведь именно Эмма в финале отправляет своего возлюбленного на битву, понимая, что только в морском сражении он становится самим собой. 
  Утверждают, что перед смертью от пули французского снайпера Нельсон сказал: "Наконец-то они меня достали". В спектакле эти слова звучат очень двусмысленно. Может, достали не только французы?

Письмо английского адмирала Горацио Нельсона своей возлюбленной Эмме Гамильтон.
"Моя дорогая Эмма, все твои письма, дорогие мне письма, так занимательны и так полно открывают твою сущность, что, прочитав их, я испытываю либо величайшее удовольствие, либо величайшую боль. Это еще одна лучшая вещь бытия с тобой. Я только желаю, моя дражайшая Эмма, чтоб ты всегда верила, что Нельсон - твой; альфа и омега Нельсона - это Эмма. Я не могу измениться - моя привязанность и любовь к тебе лежит за пределами этого мира! Ничто не в силах разбить ее, только ты одна. Но об этом я не позволяю себе задуматься ни на мгновение. Я чувствую, что ты настоящий друг моей души и дороже для меня, чем сама жизнь; я то же самое для тебя. Никто не сможет сравниться с тобой. Я рад, что ты совершила столь приятное путешествие в Норфолк. Надеюсь однажды поймать тебя там и связать узами закона, более крепкими, чем узы любви и привязанности, которые соединяют нас сейчас".


Комментариев нет: