пятница, 4 июля 2014 г.

Мои эссе: "Вагончик мой дальний". Березниковский драматический театр

И наше бытие превратилось в ничто. 
Ни времени, ни пространства.
Анатолий Приставкин
Программа XII Международного театрального фестиваля «Голоса истории» - 2014.
2 июля 2014. Музей "Усадьба Гальских" в Череповце.
Спектакль Березниковского драматического театра (Березники, Пермский край) "Вагончик мой дальний" по повести Анатолия Приставкина.
Пьеса (инсценировка) Ярославы Пулинович. Режиссёр - Денис Кожевников.
Сайт театра.
О спектакле
Рецензия Алексея Сальникова.
Анатолий Приставкин "Вагончик мой дальний".
Ярослава Пулинович "Вагончик мой дальний". Часть 1.Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.
Мои впечатления. Первый раз в жизни я смотрела спектакль под зонтиком. Шёл неслабый дождь, погромыхивал гром, даже сверкнула молния. И это нисколько не мешало зрителям!
    Представление состоялось в "Усадьбе Гальских" рядом с замечательным  барским домом 19 века, недалеко ржали лошади. Негромкая музейная идиллия была разрушена театральным действом. На деревянном помосте лежали тела людей в одинаковых одеждах, напоминающих тюремные робы.     
     1944 год. Группу беспризорников из интерната ("малолетних преступников")  в вагоне санитарного поезда везут  куда-то. "Преступников"  сопровождают бывший немец Иван Иваныч Рыбаков и  тётя Дуня. Интеллигентный Рыбаков (Иоган Фишер) уже забывает свой родной язык, но читает Антону стихотворение Гёте про красную розу. Подростки от 11 до 17 лет пытаются выжить даже в таких условиях. Сцена, когда девочки поют песни мальчикам, трогательна и смешна.
    "И наше бытие превратилось в ничто" (А.Приставкин).  К сожалению, жизнь этих людей зависит от расположения охранника Петьки и неких штабистов. Неказистый Петька в каких-то обмотках считает себя чапаевским другом (Чапаев и Петька), пугает всех ружьём: "Захочу – пулю в лоб схлопочете, захочу – в спину". Штабисты полуголые пьют, насилуют девочек.
     Нерв спектакля - любовь шестнадцатилетних Зои и Антона. Маленький Костик в очках  (Мария Сидорова) передаёт им письма, которые запоминает наизусть и читает вслух адресату. Тоже смешная сцена. Антон (Дмитрий Поддубный) - настоящий мужчина, верный, добрый, сильный. Зоя  (Наталья Соколова)  прошла через ад насилия, спасая свою одиннадцатилетнюю сестру, но чувства живые сохранила. Сцена своеобразной свадьбы, в которой герои переоделись в белые одежды, фольклорна. 
    Жанр спектакля, по словам создателей, документальная сказка. Документальности с избытком, до слёз. А в любой волшебной народной сказке есть два мира: мир живых людей и мир мёртвых. Очевидно, что в спектакле мир мёртвых - это штабисты, потерявшие человеческий облик,  и Петька, которого в финале убьёт (то есть и отправит в мир иной) Антон. Мир живых - это все остальные персонажи. Между прочим, пространство спектакля тоже организовано в два слоя: помост и под помостом (земной и подземный миры). Небесный мир, видимо, забыл об этих несчастных людях. 
     В фольклорных сказках у главных героев могут быть помощники и волшебные предметы. Главным героям спектакля помогают Рыбаков, который возьмёт на себя убийство охранника и будет расстрелян, подростки, ссыльные немцы и русские, Глотыч и Бородач. Даже волшебный предмет в виде драгоценного камня пригодится в сцене преследования. 
     Так хотелось, чтобы приставкинские Ромео и Джульетта жили долго и счастливо и умерли в один день... "Мне часто снится один сон. Вагончик наш укатил, а мы с Шабаном сидим на рельсах, не зная, где его искать. Но искать-то надо. Там, в эшелоне, остались наши дружки, а здесь кругом лес да зверье. И Зоенька моя там, в вагончике, ждет и верит, что мы ее непременно отыщем" (Я.Пулинович).



Комментариев нет: