понедельник, 14 июля 2014 г.

Выставки в Третьяковской галерее (Москва). Июль 2014

Я это видела!
Сайт ГТГ
1.Выставка "Художник Фёдор Федоровский (1883–1955). Легенда Большого театра"
Имя Фёдора Фёдоровича Федоровского представляет целую эпоху в истории Большого театра наравне с именами М.И.Петипа, Ф.И.Шаляпина, А.В.Неждановой и Б.А.Покровского. При жизни Федоровский пользовался редкой для театрального художника славой, однако в последние десятилетия он известен лишь специалистам. Первую монографическую выставку мастера Третьяковская галерея представляет совместно с Музеем Большого театра и Театральным музеем им. А.А.Бахрушина. Вслед за показом произведений художников круга С.П.Дягилева, Н.С.Гончаровой, К.А.Коровина, А.Я.Головина проект продолжает серию экспозиций, раскрывающих новаторские тенденции в декорационном искусстве первой половины XX века.
Ф.Ф.Федоровский. "Стрельцы".
Эскиз мужских костюмов
к спектаклю. 1949. "Хованщина"
С образцами искусства Федоровского знакомы почти все: он автор модели рубиновых звезд на башнях Московского Кремля; оперы "Борис Годунов" и "Царская невеста" до сих пор идут в Большом театре в его сценографии; с 1935 по 2005 год многие поколения зрителей главного театра страны любовались двумя версиями знаменитого красно-золотого занавеса, выполненными по эскизам мастера. Но основной пласт его творчества неизвестен широкой публике. Цель выставки – познакомить посетителей с лучшими образцами театрально-декорационного искусства первой половины XX века в исполнении художника – легенды Большого театра.
Традиции русской живописи рубежа XIX–XX веков Федоровский воспринял от своих учителей на декоративном отделении Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища – К.А.Коровина и М.А.Врубеля. В 1910–1920-х годах, совмещая работу в театре с преподаванием во ВХУТЕМАСе, он активно экспериментировал с разнообразными течениями и направлениями в изобразительном искусстве. 
Ф.Ф.Федоровский. "Ночной город".
Эскиз декорации к спектаклю. 1929.
"Нюрнбергские майстерзингеры"
(опера Р.Вагнера)
Открывают экспозицию образцы оформления Федоровским русских и европейских опер и балетов. Это эскизы и проекты сценографии для московского Оперного театра Зимина (1907–1917), для антреприз С.П.Дягилева (1913–1914), для Театра Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1917–1920, бывшего Оперного театра Зимина). Здесь же представлены произведения первого десятилетия работы в Государственном Большом театре. В Большой театр Федоровский был приглашен  заведующим художественно-постановочной частью в 1921 году и проработал там более 30 лет, из них почти четверть века – в должности главного художника. Яркие, оптимистичные и жизнеутверждающие эскизы к "Кармен" (1922), изысканно-графичные, как средневековые миниатюры, эскизы к "Фаусту" (1924), иронично-гротескные эскизы к "Нюрнбергским мейстерзингерам" (1929) стали вершинами раннего творчества мастера. 
В следующих залах представлены произведения 1930–1950-х годов. В этот период Федоровский полностью посвятил себя оформлению русской музыкальной классики, обращение к которой давало ему возможность работать над героико-эпическими темами. Постановки русских опер в его оформлении – "Борис Годунов", "Хованщина", "Князь Игорь", "Садко", "Псковитянка", "Царская невеста" – на долгие годы стали визитной карточкой не только Большого театра, но и всего советского театрального искусства. Многие спектакли оформлялись художником неоднократно в разные годы, и на выставке можно проследить творческую эволюцию мастера. 
Эскизы, сценические костюмы и реквизит демонстрируют основной метод работы Федоровского над широким диапазоном исторических и культурных сюжетов – стилизацию. Мастер вводит наиболее характерные, узнаваемые детали в современную интерпретацию, что позволяет создавать соответствующий своему времени убедительный образ, избегая прямой исторической и этнографической реконструкции.
"Венчание на царство".
Эскиз декорации к спектаклю.
1949. "Борис Годунов"
(опера М.П.Мусоргского)
Сочиняя и воплощая общую атмосферу спектакля, Федоровский развивал живописно-объемное направление в искусстве сценографии. Ученик знаменитых архитекторов Ф.О.Шехтеля и И.В.Жолтовского, с 1918 года на протяжении 30 лет Федоровский оформлял главные торжественные мероприятия на Красной площади и в Большом театре. Работая с пространством сцены, он уделял большое внимание сорасположению объемов декораций, художественной композиции мизансцен, учитывал архитектурно-пластические законы в построение костюмов. 
В сценографии одновременно проявлялся живописный талант Федоровского. Высокая культура цвета выражалась в уместном использовании ярких, выразительных красок, в построении общего колористического решения спектакля на идеально выверенном балансе цветов и их оттенков, в деликатности обращения с живописными качествами золота и серебра.
Для решения поставленных Федоровским задач в Большом театре были организованы макетная мастерская, химико-красильная лаборатория, бутафорский и прядильный цеха. В 1918 по его инициативе был создан музей Большого театра для сохранения эскизов и лучших образцов готовых костюмов и бутафории, на которых могли бы учиться молодые мастера. Художник передал музею большое количество своих работ, преимущественно 1933–1943 годов.

В Третьяковской галерее наследие Федоровского является частью уникального для классического музея фонда "Сценография и кинодекорационное искусство", организованного в 1984 году. В фонде собраны произведения, созданные на протяжении XX века, когда работа художников в театре, кино и мультипликации стала профессиональной, а эскизы к спектаклям и фильмам были выделены в самостоятельный жанр станкового творчества.
В экспозицию вошло более 150 произведений Ф.Ф.Федоровского: эскизы декораций, костюмов и гримов; подлинные костюмы и макет занавеса сцены Большого театра, выполненные по рисункам художника. Многообразие жанров даст возможность зрителю представить драматургию спектаклей, в которых музыкальные образы сопровождались активным и гармоничным, созданным с безупречным художественным вкусом изобразительным рядом. Этой же цели подчинена и организация экспозиции: конструирование сценического пространства с подиумом и кулисами, уподобление парапета верхних залов выставки театральной ложе, а также использование цвета охры в выкраске стен и ткани малинового цвета с эффектом бархата. Такое экспозиционное решение воссоздает атмосферу Большого театра, позволяя в полной мере пережить эмоции, заложенные  в работах Федоровского.
2.Выставка "Александр Головин. Фантазии Серебряного века. К 150-летию со дня рождения"
Третьяковская галерея продолжает знакомить публику с выдающимися художниками, определявшими развитие русского искусства конца XIX – начала XX века. Новый масштабный выставочный проект посвящен творчеству Александра Яковлевича Головина (1863–1930), крупнейшего представителя эпохи Серебряного века. Впервые художественное наследие живописца, графика, театрального оформителя, мастера декоративного искусства представлено во всем многообразии.
Автопортрет. 1912
Наряду с Третьяковской галереей в выставке участвуют 23 музея и частные коллекции из России и стран ближнего зарубежья: Государственный Русский музей, Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Музей МХАТ и другие. Экспозиция включает около 300 экспонатов: живописные и графические работы, эскизы костюмов и декораций, подлинные сценические костюмы, изготовленные к различным спектаклям по рисункам художника, произведения декоративного искусства.
Впервые в Москве демонстрируются долгое время считавшиеся утраченными костюмы к спектаклю "Маскарад" М.Ю.Лермонтова в постановке В.Э.Мейерхольда (1917) из собрания Александринского театра. В отличие от предшествующих монографических выставок Головина в нынешней экспозиции впервые широко представлены работы декоративно-прикладного искусства, характеризующие значительный вклад художника в развитие стиля модерн в России.
Начав свой путь с живописных произведений, исполненных в традициях передвижничества, под влиянием Абрамцевского художественного кружка Головин стал работать в области декоративно-прикладного искусства. В конце 1890-х годов по заказу С.И.Мамонтова он создал майоликовые панно для фасадов гостиницы "Метрополь" в Москве. Для Всемирной выставки в Париже 1900 года Головин оформил в "национальном духе" интерьер Кустарного отдела ("Русская деревня"). На выставке он удостоился золотой медали по отделу декоративно-прикладного искусства и серебряной – за майолики.
С 1899 года по приглашению В.А.Теляковского, управляющего Московской конторой Дирекции Императорских театров, Головин начал оформлять постановки в Большом театре. В 1902 году мастер переехал в Петербург, где вскоре стал главным художником-консультантом при Дирекции Императорских театров. С тех пор творчество Головина было неразрывно связано с историей театра, а сам он приобрел славу одного из главных реформаторов сцены.
Натюрморт. Фарфор и цветы. 1915
Выставка призвана погрузить зрителя в атмосферу Серебряного века, в мир образов Головина, в которых сфокусированы иконографические и стилистические особенности эпохи символизма и стиля модерн. Знаковой работой выставки стала "Умбрийская долина", в центре которой – розы, один из ключевых мотивов в искусстве и поэзии этого времени. Розу можно встретить в работах В.Э.Борисова-Мусатова, М.А.Врубеля, Н.Н.Сапунова, в стихах К.Д.Бальмонта, А.А.Блока, И.Северянина. Нежный цветок с острыми шипами напоминал об эфемерности красоты, быстротечности жизни, где хрупкость нуждается в защите, где неразлучны любовь и страдание. Нераскрытый бутон отсылал к тайне, которую невозможно разгадать. Розовая роза связана с культом Афродиты, темой Элизиума, близкими творчеству Головина. Этот цветок возникает лейтмотивом в станковых и театральных работах то как часть букета или пейзажа, то как деталь костюма или прически.
Структура выставки позволяет проследить эволюцию художника в каждом из видов искусств, к которым он обращался, и их взаимодействие. Синтетичность творчества Головина и "театральность" его мышления подчеркиваются организацией экспозиции, в которой предметы из дерева и керамики соседствуют с произведениями станковой живописи, театральными эскизами и сценическими костюмами. Все они объединены особым "головинским стилем", который отличают прихотливая декоративность, фантазия и яркий живописный темперамент.
Братина "Курица"
Открывают выставку произведения декоративно-прикладного искусства: блюдо "Жар-птица" и братина "Курица", расписанная художником балалайка "Дракон" и другие. Созданные под влиянием Е.Д.Поленовой и М.А.Врубеля с использованием навыков, полученных в Керамико-художественной гончарной мастерской "Абрамцево" С.И.Мамонтова в Москве, эти предметы демонстрируют, как формировался стиль мастера: декоративность стала важнейшей составляющей образного строя его произведений, а орнаменты – любимым пластическим мотивом. Работы, исполненные национального своеобразия, одновременно несут черты европейского стиля ар нуво.
Основное пространство экспозиции отведено живописным, графическим и театральным произведениям, в которых читается проницаемость границ между различными видами его деятельности. При сопоставлении станковых "узорно-лиственных" пейзажей, панно, отличающихся эфемерностью и музыкальностью изображения ("Ветлы (Серебристые ветлы)", "Нескучный сад"), с его пейзажными декорациями для театральных постановок можно видеть использование одних и тех же пластических приемов и изобразительных мотивов. Работая над оформлением оперы К.В.Глюка "Орфей и Эвридика" (1911), в декорации "Царство Эроса" Головин повторяет мотив картины "Пейзаж. Павловск".
Портрет Ф.И. Шаляпина в роли
Олоферна (опера А.Н.Серова
"Юдифь"). 1908
В натюрмортах фарфоровые вазы в окружении пышных букетов и причудливых узоров тканей составляют настоящие мизансцены. В портретах художника Н.К.Рериха, поэта М.А.Кузмина, серии портретов Ф.И.Шаляпина, цикле портретов "Испанки", многие из которых были написаны в декорационной мастерской Головина, располагавшейся над сценой Мариинского театра, фрагменты декораций становятся не только фонами, но частью образной характеристики моделей.
Обращение Головина к театру стало попыткой воплощения господствовавшей тогда идеи синтеза искусств. Театр дал возможность наиболее полно раскрыть декоративный дар мастера. Головин начал работу в Императорских театрах с реорганизации постановочной̆ части: изменил порядок, при котором декорации к спектаклю выполнялись несколькими художниками поактно, а костюмы и бутафория подбирались из ранее созданных для других спектаклей. Головин внедрил практику оформления постановки целиком одним художником для достижения образного и стилевого единства. Он не только создавал эскизы, но по большей части сам расписывал декорационные холсты, ткани для костюмов, лепил бутафорию. По решению Головина костюмы стали шить не из дорогих тканей, а из холста, за счет ручной росписи и аппликаций добиваясь имитации ценных материалов. Для выполнения этих работ Головин организовал при Мариинском театре костюмерную и красильную мастерские (работницы которых становились моделями для его "испанок").
Кощеево царство. 1909
Особое место на выставке занимают эскизы декораций и костюмов, а также костюмы к спектаклям, созданным в творческом сотрудничестве с В.Э.Мейерхольдом для Александринского театра: "Дон-Жуан" Ж.-Б.Мольера (1910), "Орфей и Эвридика" К.В.Глюка (1911), "Маскарад" М.Ю.Лермонтова (февраль 1917). "Маскарад" стал шедевром их совместного творчества. В сценографии спектакля через ритмическое строение цветового и светового решения было передано ощущение надвигающейся катастрофы. В послереволюционный период значительным событием в театральной жизни Москвы стало оформление Головиным по приглашению К.С.Станиславского спектакля "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П.-О.Бомарше (1927) во МХАТе.
К выставке подготовлено издание, которое включает статьи об основных аспектах творчества Головина и фундаментальный каталог его произведений. В альбом вошли ранее не публиковавшиеся письма А.Я.Головина к Е.Д.Поленовой, а также уникальные фотоматериалы. На выставке будет демонстрироваться анимационный ролик, главным героем которого выступает любимый мотив художника – роза.

Комментариев нет: