воскресенье, 27 июля 2014 г.

Выставки в Государственном музее А.С. Пушкина (Москва). Июль 2014

Я это видела!
Сайт музея
Выставка "Искусство навевать прохладу. 100 вееров из собрания Государственного музея А.С. Пушкина"
В хронологически выстроенной экспозиции – более 100 вееров. Среди них есть выдающиеся, эталонные памятники веерного искусства разных периодов и направлений, в создании которых участвовали талантливые художники, виртуозные резчики, лучшие декораторы своего времени.
Важным контекстом для веерного великолепия служат на выставке дамские наряды, модные картинки и журналы прошедших эпох, портреты, хроника петербургской и московской жизни в графике и фотографии из собрания Государственного музея А.С. Пушкина. Некоторые фрагменты выставки представляют целостные жанровые зарисовки и исторические сюжеты. Экспозиция последовательно развивается от одного экспоната к другому, представляя типы вееров, их стилевое развитие и национальные особенности исполнения на фоне различных эпизодов из жизни общества.
Самые ранние предметы в экспозиции относятся к середине XVIII века.
Выставка демонстрирует произведения французской, голландской, итальянского немецкой и английской школ веерного искусства во всем многообразии их художественного исполнения. К раритетам этой эпохи относится и гравированное приложение к Энциклопедии наук, искусств и ремесел Дени Дидро и Жан-Лерон Д’Аламбера 1773 года, где на четырех листах подробно, с комментариями, проиллюстрирован весь процесс производства складных вееров с бумажным, пергаментным или шелковым экраном.
Вторая половина XVIII – начало XX века стала эпохой расцвета вееров как в Европе, так и в России. В это время складной веер является не просто обязательной принадлежностью дамского туалета – несколько утратив свое прямое назначение навевать прохладу, он становится орудием кокетства, средством невербального общения. Изобретенный в ту пору так называемый «язык веера» хорошо знали и женщины, и мужчины.
Особое внимание уделено на выставке веерам пушкинского времени.
 Несколько экспонатов выставки имеют весьма богатую родословную. Принадлежащие некогда современникам и даже близким поэта, они переходили от поколения к поколению уже в качестве семейных реликвий. Эти памятники, сохранившие имена владелиц, обладают исключительной исторической ценностью.
Среди них: - веер, с большой долей вероятности принадлежавший дочери поэта Наталье Александровне Меренберг (подарен музею Клотильдой фон Ринтелен, праправнучкой А.С. Пушкина);
- веер внучки поэта Марии Александровны Пушкиной (единственный не «музейный» экспонат – он специально представлен на выставку из семьи наследников рода);
- веер Натальи Николаевны Павлищевой, родственницы по мужу Ольги, родной сестры А.С. Пушкина;
- веера из семей Орловых, Кривцовых, Нащокиных…
Фамильные веера помещены на выставке в историко-художественный контекст пушкинской эпохи.
Бурная жизнь веера продолжалась и далее, до двадцатых годов XX века.
Если на пике своей популярности вееры заказывались у известных фирм и мастеров, которые изготовляли их из дорогих материалов – перламутра, черепахи, слоновой кости, страусиных перьев, шелка, расписывали вручную, то со временем веер перестал быть предметом роскоши. Из дворянского быта он распространился в среду других сословий – мещанства, купечества. В массовом производстве вееров дорогие материалы заменялись на более дешевые, имитирующие натуральные. Часть веерной экспозиции в музее А.С. Пушкина рассказывают и об этом периоде истории.
Выставка «Первая публикация: от Пушкина до …». К 215-летию со дня рождения А.С. Пушкина и 200-летию первой публикации поэта"
Первое выступление в печати Александра Сергеевича Пушкина состоялось в 1814 году. В №13 московского журнала «Вестник Европы» за подписью «Александр Н.к.ш.п.» было опубликовано послание «К другу стихотворцу». Юношеское, но уже вполне зрелое стихотворение обращенное к лицейским друзьям-поэтам, было поэтическим отражением их горячих споров о литературном ремесле и задачах поэзии…
Двойной юбилей поэта – 215 лет со дня рождения и 200 лет со дня первой публикации – Государственный музей А.С. Пушкина отмечает необычной выставкой. Размышляя над тем, как можно было бы достойно представить первую пушкинскую публикацию, организаторы решили уйти от стандартного решения. Повесить портреты тех, кто принимал участие в первой пушкинской публикации, положить журнал в отдельную витрину... – разве достаточно этого, чтобы зритель мог прочувствовать, как начиналось творческое восхождение гения? И вот тогда возникла идея показать первые публикации не только Пушкина, но и тех, кто последовал за ним. Перелистав страницы истории русской литературы, рассказать с чего начинали свой литературный путь писатели и поэты XIX-XX века, составившие ее славу и гордость.
Сбор материала на выставку подтвердил масштаб и уникальное богатство нашей литературы и открыл немало удивительных переплетений в творческих судьбах писателей и поэтов. Некоторые факты, связанные с первыми публикациями, для многих станут открытиями.
Не все знают, что свое первое опубликованное произведение «Ганс Кюхельгартен» Николай Васильевич Гоголь, скупив тираж, безжалостно сжег, как и последнее. Что первой, сознательной публикацией Михаила Юрьевича Лермонтова была поэма «Бородино». Что первые стихи Федора Тютчева были напечатаны почти случайно. Что Достоевский, Сухово-Кобылин, Горький, Пастернак получили славу уже с самых первых своих публикаций, а другие и сами забывали о своих первых печатных опусах, считали их «ребяческими забавами»…
Выставка построена по хронологическому принципу. Начинается она с «садов Лицея», где 15-летний Александр Пушкин впервые увидел свои стихи, напечатанные в журнале. Номером раньше, в этом же журнале были напечатаны вирши Антона Дельвига. В том же, 1814 году в печати появились произведения Алексея Илличевского, а в 1815-м – Вильгельма Кюхельбекера.
За ними экспозиция последовательно знакомит зрителей с первыми публикациями Лермонтова, Гоголя, Тютчева, Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Достоевского, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Лескова, Островского и др. Издания и публикации представлены в контексте обстоятельств, которые в тот момент сопровождали авторов. Отдельно экспонируются первые рассказы Льва Николаевича Толстого и материалы, связанные с их публикацией.
Через рубеж XIX-ХХ века экспозиция переходит с рассказом о начале творческого пути небывало популярного в свое время поэта Семена Надсона, Через поэтов-символистов – Брюсова, Белого, Блока, Бальмонта к Сергею Есенину, Владимиру Маяковскому, Николаю Островскому…
На выставке представлено первые публикации около 100 персоналий русской литературы. «От Пушкина до…» – после «до» в названии выставки организаторы намерено поставили многоточие, оборвав историю русской литературы именами, выбранными почти случайно – Иосиф Бродский и Владимир Высоцкий, Александр Солженицын и Венедикт Ерофеев. Хотя, возможно, именно они, абсолютно не соотносимые в своем творчестве, мировосприятии, мировоззрении, наиболее ярко выражают уже ушедшую эпоху, эпоху могущественного СССР...
Экскурсия-прогулка «Веди, веди меня под липовые сени…»
Экскурсия «Веди, веди меня под липовые сени…» предлагает знакомство со старинной городской усадьбой Хрущёвых – Селезнёвых: анфиладой парадных комнат, усадебным садом, садовым павильоном, где размещается выставка «Ну, как не взять у дерева узор?» (мебель в технике маркетри из собрания ГМП) и каменными палатами 17-го века (выставка «Столярный и плотницкий инструмент в России»).
На музейной экспозиции зазвучит тема садов и парков, воспетых поэзией А.С.Пушкина, тема дворянских усадеб, столь любимых поэтом и его героями. Осмотр парадной анфилады закончится выходом в усадебный сад, примыкающий к старинному хрущёвскому особняку.
В саду, посетителей ждет знакомство с садово-парковой культурой начала 19-го века. Они научатся понимать забытый язык деревьев и цветов. Упоминание многих деревьев, цветов с их особым значением вошли в пушкинские стихи, прозу, письма. Владельцы усадьбы, устраивая праздники, приглашали своих гостей на прогулку по саду. В музыкальной беседке размещался оркестр. В саду звучала музыка. Распахивались двери садового павильона.
Сегодня они распахнулись для наших посетителей, представляя их вниманию выставку «Ну, как не взять у дерева узор?», где тему сада продолжает тончайшая работа русских и западно-европейских мастеров в технике маркетри (наборное дерево).Сюжетные и орнаментальные композиции, украшавшие предметы мебели, широко применялись также в изготовлении узорного паркета.
А на выставке «Столярный и плотницкий инструмент в России», разместившейся в каменных палатах 17-го века, посетители смогут ознакомиться с тончайшими инструментами из Европы и России, применявшимися в работах по созданию наборной мебели.

Комментариев нет: