воскресенье, 13 апреля 2014 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ КАК ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Источник
Дударева Евгения Михайловна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ КАК ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Пояснительная записка
Быстрый рост объема информации, которой необходимо овладеть, требует создания и использования новых эффективных средств обучения.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
  • пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
  • активная-обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
  • интерактивная - ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Для этого необходимо широкое информационное поле дея­тельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие учащихся к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции.
Сегодня уже трудно представить работу школ без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие преподаватели осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. Информационные технологии помогают создать новую обучающую окружающую обстановку, в которой учащиеся являются вовлеченными, способными принимать больше ответственности за их собственное обучение и конструирование их собственного знания. Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру.
Учителями уже накоплен определенный опыт использования ресурсов Интернет в организации самостоятельной работы учащихся. Прежде всего – это использование Интернета при выполнении индивидуальных или групповых исследовательских работ. При этом имеется в виду именно самостоятельная исследовательская работа. Исследовательская методика с трудом “вписывается” во временные рамки обычного занятия. Большая часть времени, затрачиваемого на поиск информации, ее обработку и анализ, а также на подготовку результатов исследования к презентации на занятии, приходится на внеурочное время. Такой способ интеграции Интернета в обучение называется веб-квест.
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб-квест направлен на развитие у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; учитель, создающий данный проект, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции. 
Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему,используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются учителем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста ученики либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческиеработы в электронной, печатной или устной форме. 
Веб-квесты построены на основе современных информационных технологий и используют богатство и безграничность информационного пространства глобальной компьютерной сети в образовательных целях. В целях повышения мотивации при изучении той или иной темы, учащиеся приобщаются к современным технологиям,максимально используя возможности Интернета в приобретении знаний из аутентичных источников. По сути, основой веб-квестов является проектная методика, которая возникла еще в начале прошлого столетия в США. Её называли также методом проблем, и связывалась она с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.
Впервые термин "веб-квест" (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными, Б. Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:
  • По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.
  • По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.
  • По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ, компиляционные, загадки, журналистские, конструкторские, творческие, решение спорных проблем, убеждающие, самопознание, аналитические, оценочные, научные.
Структура веб-квеста 
Введение - ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Оценка - описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем. 
Этапы работы над веб-квестом

Выделяют следующие этапы работы над веб-квестом:
1.    На первом этапе учитель проводит подготовительную работу, знакомит с темой, формулирует проблему. Темы подбираются так, чтобы при работе над ними школьник углубил свои знания по изучаемому предмету или приобрел новые знания. Темы должны быть интересны и полезны для учащихся, чтобы ученик мог выбрать себе дело по душе и работать, сознавая необходимость решения поставленной проблемы. Одну и ту же тему могут выбрать несколько учеников, тем интереснее будет обсуждение результатов, поскольку работы могут освещать тему с разных точек зрения. Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Возможна работа в группах при выполнении заданий.
2.   На этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки учащихся. При поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества научной информации развиваются критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Ученики приобретают навыки трансформировать полученную информацию для решения поставленных проблем. Накопленный опыт последовательных действий под руководством учителя поможет каждому в организации своей дальнейшей индивидуальной исследовательской деятельности в мировом информационном пространстве.
3. На этапе оформления результатов деятельности происходит осмысление произведённого исследования. Работа предусматривает отбор самой значимой информации и представление её в виде web – сайта, html – странички, слайд-шоу, буклета, анимации, постера или фоторепортажа. На этом этапе очень важна роль учителя как консультанта.
4. Обсуждение результатов работы над веб-квестами можно провести в виде конференции, чтобы учащиеся имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы. На этом этапе закладываются такие черты личности как, ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержка и умение выступать перед аудиторией. В завершении работы над заданием, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.
5.  Работа с веб-квестами может быть предложена и как домашнее задание для учащихся, интересующихся предметом, её можно провести в классе при наличии сдвоенных уроков. Хороший результат дает данный вид деятельности при подготовке к олимпиадам, так как расширяет кругозор и эрудицию. Реальное размещение веб-квестов в сети в виде web–сайтов, созданных самими детьми, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:
  • Использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных);
  • самообучение и самоорганизация;
  • работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  • умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  • навык публичных выступлений (обязательно проведение анализа работы с вопросами, дискуссией)
Чтобы четко представлять себе, как работать над веб-квестом, сначала попытаемся дать ответ на вопрос: «Зачем нужно использовать web-квесты?»
Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ, а для учителей, которые впервые используют Интернет на уроке, технология web-квестов - относительно легкий способ научиться пользоваться Всемирной паутиной в образовательных целях. Перечислю ее главные достоинства:
  • web-квесты дают учителю ясный образец того, как проводить проектную работу;
  • модель работы с web-квестами используют огромное число учителей в самых разных странах, поэтому в Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив);
  • в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим создавать свои собственные web-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и где найти полезные сайты при создании web-квеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию;
  • учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении задания. В итоге на поиск необходимой информации они тратят меньше времени, чем на выполнение задания;
  • и наконец, возможно, одна из самых главных причин, почему следует использовать технологию web-квестов при обучении, - это то, что многие Ваши ученики будут с удовольствием работать по этой технологии для повышения знаний по предмету.
Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач:
  • Участник квеста учится выходить за рамки содержания и форм представления учебного материала преподавателем.
  • Создает возможность развитию навыков общения Интернета, тем самым, реализуя основную функцию– коммуникативную. 
  •  Веб – квест поддерживает обучение на уровне мышления, анализа, синтеза и оценки
  • Участник квеста получает дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений;
  • Участник квеста учится использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;
  • Размещение Web-квестов в реальной сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся для достижения наилучших учебных результатов.
Трудности и проблемы. В реальности, конечно же, картина не столь радужная, и существует немало трудностей:
  • Для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;
  • Технология web-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной грамотности; медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов);
Сегодня цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности и в методике образования, и в освоении и усовершенствовании знаний.
Методическая разработка Web-квеста «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Сайт, на котором представлена работа: http://davlenie.ucoz.ru/ 
Тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов» в курсе физики VII класса является одной из наиболее интересных для учащихся. Этот интерес обусловлен необычностью, новизной изучаемых явлений, первой встречей их с понятием «физический закон», большой связью изучаемого материала с жизнью, техникой. При учении данной темы учащиеся получают особенно яркие представления о применении изучаемых явлений и законов на практике. Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы полнее использовать возможности, заложенные в содержании темы, для поддержания и развития познавательного интереса учащихся и решения задач политехнического обучения. Следует иметь в виду, что многие вопросы темы, например закон Паскаля, архимедова сила, изучаются в средней школе только один раз, в VII классе. Это обстоятельство накладывает на учителя особую ответственность. Именно поэтому выбор темы моей методической разработки пал на данную.
Основная цель в моей работе с учащимися состоит в том, чтобы  систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышая его качество на уроках физики. Для достижения этой цели я попробовала для себя новую работу с технологией веб-квеста.
Цель проекта:
  • Углубление знаний учащихся по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
  • Развитие познавательной активности при изучении физики.
      Задачи проекта:
  • Расширить общекультурный кругозор учащихся посредством знакомства их с различными источниками информации.
  • Совершенствовать знания по физике, используя компьютерные технологии.
Проект ориентирован на реализацию образовательных стандартов среднего(полного) общего образования по физике и способствует     решению целого комплекса воспитательных, образовательных и развивающих задач в области социокультурной/межкультурной компетенций.
Совершенствуются следующие универсальные учебные действия: 
· критическое мышление
· технологическая и информационная грамотность
· навыки сотрудничества
Информационная и учебно-познавательная компетенции проявляются в следующем:
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информацию, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)  при изучении физики;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. 
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации;
После завершения работы учащиеся смогут (личностные результаты):
  • Использовать программные средства обработки изображений, создания презентаций, публикаций для представления результатов поисковой и исследовательской деятельности;
  • Выражать своё мнение по проблеме;
  • Аргументировать свою точку зрения;
  • Составлять  планы письменных и устных сообщений;
  • Привести примеры, иллюстрирующие изучаемую проблему;
  • Анализировать, сопоставлять факты и делать выводы;
  • Обрабатывать полученную информацию;
  • Употреблять в речи изученную лексику по учебной теме;
  • Сотрудничать с другими учащимися и родителями, продуктивно работать в команде для решения поставленной проблемы;
  • Находить нужные информационные ресурсы;
  • Применять творчески свои идеи.
Метапредметные результаты:
  • Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности;
  • Способность осуществлять информационный поиск, оценивать степень значимости источника;
  • Умение структурировать найденную информацию;
  • Проводить анализ найденной информации, делать выводы на основе совокупности отдельных фактов;
  • Осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Навыки использования средств ИКТ для сопровождения интеллектуальной деятельности, развития универсальных учебных действий
    Предметные результаты:
  • Усвоение первоначальных сведений;
  • Использование базового понятийного аппарата на уровне, доступном для понимания средних школьников,
  • Умение описывать и характеризовать явления в изучаемой области на языке науки.
Структура веб-квеста ( см.приложение) 
На страницах сайта учащимся предлагаются различные задания по данной теме имеющие как образовательный, так и творческий характер. В самом начале, на главной странице, ребята погружаются в спор, разыгрывающийся между твердым, жидким и газообразным телом. Перед учащимися поставлена проблема: по мере изучения темы выяснить, на какое из тел действует большее давление?
Веб-квест предполагает работу учащихся 7 классов (возможно прохождение заданий в группе, либо самостоятельно) по выполнению предложенной ролей (выбор роли осуществляется по желанию).
Роли участников:
Историк – изучают биографию ученых (Б. Паскаль, Э.Торричелли, Архимед)
Экспериментатор – исследуют и анализируют процессы плавания тел, вычисляют силу Архимеда и атмосферное давление, проводя эксперименты в виртуальной лаборатории
Лирик – находят отражение темы в произведениях литературы, искусства
Практик– изучают проявление законов изучаемой темы в живой природе и технике
Творец –  создают виртуальные газеты, кроссворды и программы.
Каждое задание выбранной роли имеет ссылки на ресурсы, изучение которых способствует нахождению ответов на поставленные вопросы. Ответы учащиеся выставляют в разделе Форум, на котором так же осуществляется связь с учителем. В разделе Оценка работы учащиеся знакомятся с критериями оценивания работ.
В разделе Ресурсы размещены ссылки на электронные учебники, интерактивные материалы, контрольные тесты, помогающие в освоении изучаемой темы. Данным разделом могут воспользоваться учащиеся пропустившие урок, либо имеющие затруднения в освоении темы.
В процессе изучения данной главы, все учащиеся выполняли творческие задания- самодельные фонтаны. В разделе Фотоальбомы представлен отчет о запуске фонтанов, а так же идет голосование на определение лучшей работы.
Раздел Это интересно вмещает в себя необычные факты, увлекательные истории и загадки, касающиеся темы «Давление».
Заключение побуждает учащихся продолжать изучение физики, делать открытия, не бояться совершать ошибки.

Этап веб-квеста
Содержание этапа
Формируемые УУД
Знакомство с ролями.
Учащимся предлагается список ролей, от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли прописан план действий и задания. Ученики могут выбрать роль для прохождения задания самостоятельно, а так же для работы в группе.
Личностные:
  • самоопределение;
  • желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся;
  • желание осваивать новые виды деятельности;
  • желание участвовать в творческом,
созидательном процессе;
Регулятивные:
  • прогнозирование своей деятельности;
  • элементы волевой саморегуляции;
Познавательные:
  • осознавать познавательную задачу;
  • читать, извлекая нужную информацию.
Работа над заданиями
1. Изучить материал (ученикам предлагается список сайтов, электронных книг, цифровых ресурсов);
2. Найти практическое применение своего материала;
3. Подготовить отчет, сайт по изучаемому материалу;
В процессе выполнения заданий учащиесяработают на результат. Участники в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. В процессе работы над веб-квестом происходит обучение умениям работы с компьютерными программами и сетью Интернет. Общение и размещение рабочих материалов происходит на форуме сайта, а так же с помощью личных сообщений и чата.
Личностные:
  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • осваивать новые виды деятельности;
  • участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;
Регулятивные:
  • самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;
  • составлять план и последовательность действий и действовать по плану;
  • контролировать процесс и результаты деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в план действий;
  • осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
  • уметь распределять своё время и уделять время для занятий;
  • уметь выделять необходимую информацию;
Познавательные:
  • умение ориентироваться в своей системе знаний;
  • осознавать познавательную задачу;
  • читать и слушать, извлекая нужную информацию;
  • самостоятельно находить информацию, используя  разные источники;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
  • выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);
  • осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
  • делать обобщения, выводы;
  • приобретать ИКТ-компетенции;
Коммуникативные:
  • уметь слушать и вступать в диалог с учителем или другими учащимися (с помощью форума и чата);
  • уметь формулировать вопросы;
  • уметь отвечать на вопросы других;
  • уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения.
Рефлексия Защита итоговых работ
1. Познакомиться с работами других учащихся, представление собственной работы
Предполагается обсуждение результатов работы очно ( на уроке в классе)
Личностные:
  • способность к самооценке своих действий;
Регулятивные:
  • умение осуществлять самоконтроль;
  •  уметь осуществлять собственную самооценку по предложенным критериям;
Познавательные:
  • осознавать познавательную задачу;
  • читать и слушать, извлекая нужную информацию;
  • понимать информацию, представленную в разных формах;
  • выполнять учебно-познавательные
действия;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  •  делать обобщения, выводы;
Коммуникативные:
  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;
  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы;
  • слушать и отвечать на вопросы других;
  • формулировать собственные мысли;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
 
Список литературы
  1. Кузнецов А. А, Семенов А.Л.,. Уваров А.Ю. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» // Информатика – 2001. - № 17. – С. 21 \
  2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
  3. Семенов С. В.  Проектный подход // ИНФО. – 1997. - № 5. – С. 37.
  4. Степанова И. Ю Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", Санкт-Петербург, 2001
  5. Чечель И. Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. – 1998. - № 4. – С. 3
  6.  Ястребцева Е. Н. Быховский Я. С. Моя провинция – центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Федерация Интернет-образования, 2001. – 216
Интернет ресурсы

2 комментария:

Лидия Шмидт комментирует...

Спасибо за пост! Тема веб-квестов всегда была интересна для меня.

Светлана Георгиевна комментирует...

Я сама никак не могу доделать свой квест по "Обломову".