вторник, 7 января 2014 г.

Мой читальный зал: для уроков литературы по роману Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе

1.Амелин Григорий "Лекции по философии литературы. Лекция VIII. “Капитанская дочка”, или Пушкин - символист".
"У Пушкина нет своей точки зрения, она - в самой структуре романа. Он - ни на стороне Гринева, ни на стороне Емельки Пугачева, герои свободны. В художественном произведении, относящемся к классическим и обладающим той законченностью и завершенностью, кроме включенных в повествование персонажей всегда присутствует еще один - невидимый, но главный. Это всепроникающее, всепонимающее око автора. Автор как бы проецирован в пространство повествования. Действующие в романе персонажи могут и не знать, что они делают, они и занимаются выяснением этого. В результате они узнают то, что автор уже знает. То есть автор знает о своих персонажах все, а сам роман есть экспликация этого знания. Наше обычное понимание роли автора заключается в том, что он излагает свое понимание и понимает то, что им написано. Теперь же оказывается, что для автора его текст так же непонятен, как и для читателя. Автор и читатель по отношению к тексту оказываются в одинаковом положении. И что тогда делать с Пушкиным как с классиком?"
Читать здесь
2.Геннадий Красухин "Гринев и его издатель".
"Между тем один только Петрушин французский уже обнаруживает некое лукавство Гринева в описании своего детства и своих отношений с наставником-французом. Впрочем, вот еще одно тому свидетельство: «Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь о п а с н о г о противника».
(Да и «несколько уроков» — тоже лукавство, разоблачаемое простодушным Савельичем. Он свидетельствует о серьезной школе: «проклятый мусье всему виноват: он научил тебя тыкаться железными вертелами да притоптывать...»)  Да, скорее всего, мосье Бопре был выпивохой и бабником, за что его и прогнали из гриневского дома, но бездельником почти наверняка не был: учил, как и было с ним договорено, своего воспитанника не только по-французски".
Читать здесь
3.Омри Ронен  «М/Ж». Об оглавлении «Капитанской дочки».
"О плодотворности аналогии со структурой стихотворного текста, в частности, о возможности отождествления со стихами непосредственных составляющих единиц пушкинской прозы, группирующихся, подобно стихам, в более сложные сочетания, которые имитируют иногда, как в случае зачина “Выстрела”, последовательность рифм в строфическом композиционном целом, свидетельствует особый тип “разрывного” текста, содержащегося в “Капитанской дочке”. Это названия глав. Исследователи сюжета и стиля “Капитанской дочки” не раз обсуждали поэтику ее эпиграфов.8 Кржижановский в частности предлагал читать эпиграфы к главам “в их последовательности” как единый текст, восстанавливающий, по его выражению, “в тесном содружестве с заглавием глав” все содержание произведения.9 Ни беловой, ни черновой рукописи оглавления “Капитанской дочки” не сохранилось, и печатается оно, как правило, только в детских изданиях. Между тем, выписав и прочтя подряд все заголовки четырнадцати глав “Капитанской дочки”, нельзя не заметить, что они составляют пронизанный и объединенный анаграммами текст, обладающий строго ограниченным и тематически осмысленным набором грамматических категорий, распределенных в поэтически организованном порядке по образцу, как будет показано далее, самой знаменитой из пушкинских строф:..."
4.Алексей Варламов  "Заметки о прозе Пушкина и Гоголя".
При всем том, что в “Капитанской дочке” очень много иронии, перемежающейся с повествованием серьезным, еще в большей степени эта повесть написана по законам волшебной сказки. Герой ведет себя щедро и благородно по отношению к случайным и необязательным, казалось бы, людям – офицеру, который, пользуясь его неопытностью, обыгрывает его в бильярд, платит сто рублей проигрыша, случайного прохожего, который вывел его на дорогу, угощает водкой и дарит ему заячий тулуп, и за это позднее они отплачивают ему добром. Так Иван-царевич бескорыстно спасает щуку или горлицу, а они за это помогают ему одолеть Кащея. Дядька же Гринева Савельич (в сказке это был бы “серый волк” или “конек-горбунок”) при несомненной теплоте и обаянии этого образа сюжетно выглядит как помеха гриневской сказочной правильности: он против того, чтобы “дитя” платило карточный долг и награждало Пугачева, из-за него Гринева ранят на дуэли, из-за него он попадает в плен к солдатам самозванца, когда едет выручать Машу Миронову.
5.Елена ПОЛТАВЕЦ “Незваные гости” и самозванцы в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина".
И ещё один штрих, загадочным образом наслаивающийся на интересующую нас тему. Матушка Гринёва хранит в шкатулке его паспорт вместе с крестильной “сорочкой”. Крестильная сорочка была в то время у каждого ребёнка, и вряд ли автор просто хочет напомнить читателю этой деталью, что Гринёв был крещёным христианином. Скорее всего, здесь присутствует связь с фразеологизмом “родиться в сорочке”, а “родиться в сорочке” удаётся не каждому. Гринёв, конечно, феноменально везучий герой русской литературы, но немаловажно и то, что все люди, родившиеся в сорочке в буквальном смысле, обладали, по поверьям, волшебной способностью усмирять чертей, колдунов и оборотней. В общем, перефразируя пословицу о незваном госте, можно сказать, что самозваный гость хуже незваного, потому что самозваный норовит ещё и объявить себя хозяином. В том числе и нашего общего Дома.
6.Геннадий КРАСУХИН  "Эпиграф".
Почему Пугачёв дозволил Гринёву то, что не позволял никому? Не только потому, что некогда, ещё до восстания, повстречавшись с Петрушей, которого сумел вывести из буранной мглы к постоялому двору, получил от него в награду стакан вина и заячий тулуп (“Господи Владыко! — простонал мой Савельич. — Заячий тулуп почти новёшенький! И добро бы кому, а то пьянице оголтелому!”). Хотя всё это было Гринёву засчитано: спасло его от петли и даже вроде от выдачи на растерзание сообщникам, о чём Петруше говорил сам Пугачёв, когда они вместе поехали в Белогорскую крепость, чтобы вызволить Марью Ивановну из швабринского плена.
Но, думается, что на отношение Пугачёва к Гринёву оказали влияние не столько Петрушины бесхитростные дары, сколько искренняя, нескрываемая симпатия, которой проникся Пугачёв к Петруше. Зародилась она действительно на постоялом дворе, где был выпит новым знакомым Гринёва стакан вина и напялен на себя заячий тулуп, который был ему явно не по росту: “Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали”. Но проросла в экстремальной для Гринёва ситуации: избавленный от петли, он был в тот же день позван к Пугачёву, посажен им за общий стол, за которым сообщники вместе со своим атаманом отмечали взятие Белогорской крепости, а после ухода гостей оставлен им для беседы “глаз на глаз”.
Читать здесь
7.Александр Эткинд  "Русская литература, XIX век: Роман внутренней колонизации".
Пушкин сформировал типически триангулярную конструкцию в “Капитанской дочке”: Гринев — Пугачев — Машенька; Слабый Человек Культуры — Мудрый Человек из Народа — Русская Красавица. “Капитанская дочка” впервые воплотила знакомый ужас перед русским бунтом — и знакомое очарование русского народа. “Ужас” показан куда более точно, чем воображали его потом поколения народников, русских паломников в страну Востока, развивавших те же отношения с воображаемым Пугачевым. В отдельно взятой точке российского пространства тонкий слой государственности охраняется лишь инвалидной командой. За народом неведомые глубины, неявленная сила и несказанная мудрость; за государством голая сила и чуждая рациональность. Герой и героиня — дважды заложники: у народа и у государства. Дисциплинированный член государственной иерархии, Гринев иррационально заворожен Пугачевым; Цветаева назовет это чувство аналитическим словом “чара”, смысл которого примерно соответствует одновременному ей бахтинскому пониманию “идиллии”.
8.Виктор Есипов «А чара – и не то заставит…» Цветаевская пушкиниана: взгляд из сегодня".
Для Цветаевой же вся суть повести в одном Пугачеве, которым Пушкин будто бы «зачарован». А на самом деле зачарована им Цветаева: «Но – негодовала ли я на Пугачева, ненавидела ли я его за их (персонажей повести. – В.Е.) казни? Нет. Потому что он должен был их казнить – потому что он был волк и вор. Нет, потому что он их казнил, а Гринева, не поцеловавшего руки, помиловал…».
9.Мария ОСТРОВСКАЯ  "Система уроков по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.
10.Елена Стародубцева  «Капитанская дочка» на уроках литературы".
11.Римма Храмцова  "Как я начинаю изучать «Капитанскую дочку».
Перед началом разговора предложила ребятам вспомнить и записать в тетради все произведения Пушкина, которые мы читали с ними на уроках в 5–7-м классах: «Сказка о мёртвой царевне…», «Руслан и Людмила», «Зимнее утро» и «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Няне», «Дорожные жалобы», «Анчар», «Дубровский», «Станционный смотритель»… Вспомнив их, попробовали сделать то, чего категорически делать нельзя, но иногда необходимо: определить буквально несколькими словами, о чём каждое из этих произведений. В тетрадях появились записи: о любви, о войне, о верности, предательстве, мести, о слабости человека, о невозможности противостоять судьбе, о необходимости соблюдения границы между Злом и Добром в мире, о социальном неравенстве, о Доме, который способен защитить в бурю, о близких людях… К нужному для продолжения разговора выводу ребята пришли сами: «Капитанская дочка» — книга, в которой Пушкин говорит с читателем обо всём этом (очень хорошо приготовить для урока какое-нибудь отдельное издание восьмидесятистраничной повести: НЕобъём её производит впечатление, и исчезает необходимость говорить подробно о том, как важно прочитать в этой тоненькой книжке каждое слово).
12. Блог Скурлатова.
Елена Юрьевна Полтавец подарила мне свою книгу «Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: В помощь старшеклассникам, абитуриентам, преподавателям» (Москва: Издательство МГУ; Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 176 стр.). Книга издана в серии «Перечитывая классику», редакционную коллегию которой возглавляет муж Елены Юрьевны – доктор филологических наук, профессор МГУ, президент Ассоциации вузовских филологов Валентин Александрович Недзвецкий... В этой связи весьма плодотворно обращение Елены Юрьевны Полтавец как к Библии, так и к Ригведе. В результате высвечивается глубинная суть пушкинской «Капитанской дочки». Например, с мифологемой Петра (Петр Великий, Петр III, Емельян Пугачев как самозванец Петр III, главный герой романа Петр Гринев) связаны мотивы ангела и темницы, прощения и соблазна. Все это важные моменты в жизни Гринева, чья душа подвергается и соблазну «распутства» (общение с Зуриным и тоска в крепости), и соблазну дуэли, и соблазну пугачевского беспредела. Маша, как ангел, выводит его из темницы. Апокрифические сюжеты повествуют о возвращении Петра в Рим после встречи с Христом, недаром во сне Гринев возвращается в отчий дом, испытывая одновременно страх перед отцом за ослушание. «Мотив переворота, возвращения, обращения является в то же время метафорическим и подчеркнут в апокрифическом сюжете о распятии Петра на перевернутом кресте» (стр.158).
13.Ю.М. Лотман  "Идейная структура «Капитанской дочки».
Гринев предпринимает совершенно неожиданный для русского дворянина и офицера XVIII в. шаг (недаром он сам называет свою мысль «странной»): он выходит из сферы действия дворянских законов и обращается за помощью к мужицкому царю. Однако в стане восставших действуют свои законы и нормативные политические идеи, которые столь же равнодушны к человеческой трагедии Гринева. Более того, как дворянин, Гринев враждебен народу, и законы восстания, политические интересы крестьян требуют не оказывать ему помощь, а уничтожить его. Подобное действие вытекало бы не из жестокости того или иного лица, а из автоматического применения общего закона к частному случаю. Желая остаться дворянином и получить помощь от Пугачева, Гринев явно непоследователен. На это тотчас же указывает сподвижник Пугачева Белобородов.
14.Марина Цветаева "Пушкин и Пугачёв".
Читать здесь
15.Ольга Чайковская  "Гринёв".
Роман удивителен даже в ряду других пушкинских прозаических произведений, он не уступает "Пиковой даме" в изяществе, силе и точности слога, но "Пиковая дама" как бы слегка подморожена своим маниакальным героем, а тончайшая, богатая духовная ткань "Капитанской дочки" не только озарена великой мыслью, но и прогрета сердечным теплом Она создана воображением поэта, и нет смысла, кстати, подходить к ней с двуручной пилой в надежде выпилить из нее детали очередной концепции. Дело даже не только в том, что концепция неверна, что социально-политические взгляды Пушкина, как нам хорошо известно благодаря работам наших ученых, были совсем иными, - жесткость и грубость предложенных построений несовместимы ни с пушкинской прозой, ни с пушкинской жизнью. Когда крепостной дядька вносил в квартиру на руках смертельно раненного Пушкина и тот спросил: "Грустно тебе меня нести?" - социологии тут делать было нечего.
Читать здесь
16.Наталия Мазур «Не бось, не бось»: о народном шиболете в «Капитанской дочке».
 Таким образом, целостный смысл пословицы проявляется на сюжетном уровне, где он мотивирует и поведение героев, и их судьбу: погибают те персонажи, которые принимают заключенные в пословице «правила игры». Спасшийся Гринев — единственный, кто пытается противостоять общей фаталистической установке (ср. его предложение увезти из крепости семью коменданта). Однако едва ли прагматика паремийного подтекста у Пушкина может быть сведена к наивному предостережению о том, как опасно полагаться на авось и небось6. Прямого применения «народной мудрости» мы могли бы ждать от нравоучительной повести, комедии или водевиля, но отнюдь не от пушкинской прозы. И действительно, семантическая структура криптограммы существенно усложняется, если проанализировать другой эпизод «Капитанской дочки», связанный со сценой казни как на сюжетном, так и на лексическом уровне.
Читать здесь
17.Антология пушкинистики. Сайт
Много научных трудов.
Читать здесь
18.И. П. Смирнов "От сказки к роману".
Читать здесь
19.Александр Осповат "Именование героя «Капитанской дочки». 
20.Наталья АЛЕКСАНКИНА  "Первый урок по «Капитанской дочке».
Читать здесь
21.Светлана ЛЮТОВА, 11-й класс, гимназия № 92, г. Пермь (учитель – Светлана Михайловна Иванова)  "Роль хронотопа в раскрытии идейно-художественного смысла повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Читать здесь
22.Сергей Волков "Человек в объятиях истории. Материалы к уроку".
Нарисуем на доске схему: с двух сторон — Пугачёв и Екатерина, два реальных исторических деятеля. Между ними — вымышленный герой, Гринёв. Это горизонталь, временной срез. По вертикали же обозначим линию традиции: от отца к сыну и дальше — к внукам и правнукам.
Отметим попутно, что мотив “отцовства” как ведущий в этой повести вынесен в её заглавие. Обычно на уроке учителя любят задавать вопрос о том, почему повесть названа «Капитанская дочка», имея в виду при этом “Почему не «Гринёв» или «Пугачёв»?” Стоит переформулировать вопрос: “Почему повесть названа не «Маша Миронова», а «Капитанская дочка»?” Потому что в поведении героини важна её принадлежность традиции. Верно служа, “кому (добавим — и чему) присягнёшь”, исполняя свой долг (как отец капитан Миронов), только и можно продолжить свой род, сохранить его в истории. А теперь попросим ребят вспомнить ещё одно известное им произведение, где происходит столкновение исторического персонажа, “грозного” властителя и вымышленного героя, отстаивающего свою честь, — «Песнь о купце Калашникове» Лермонтова. Она прочитана в 7-м классе и, как правило, хорошо остаётся в памяти. “Как же изобразить на доске схему расстановки персонажей в этой поэме?” — спросим ребят и дадим им возможность некоторое время поупражняться в тетради по литературе. Потом обсудим варианты.
Читать здесь
23.Сергей Дмитренко "Честь и место".
Нетрудно заметить, что исследование сюжетов по методу Польти имеет свои ограничения, главное из которых — необходимость выделить в художественном произведении главную тему. Если в драматических сочинениях (а Польти работал главным образом с ними) это более или менее возможно, то сюжет в прозе — пусть не рассказа, но повести, романа – чаще всего представляет собой соединение нескольких мотивов, среди которых назвать ключевой затруднительно. Совершенное художественное творение так же многообразно, как сама жизнь, а что в жизни главное, что второстепенное — едва ли кто-то рискнёт сказать.
Если необходимы хрестоматийные примеры, назовём последний пушкинский шедевр — роман «Капитанская дочка» (1836). 
24. Мария Телицина "Рисуем ключевые схемы".
«Сюжетная цепочка»
При изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ребята получают задание: изобразить жизненный путь Петруши Гринёва в виде следующей схемы:
Плюсом обозначены положительные поступки, минусом — отрицательные. Учащиеся должны не просто зафиксировать поступки героя, но и дать им оценку. А для этого надо выйти на понимание мотивов поступков. У ребят получается примерно следующее:
Таким образом, учащиеся видят очень зримо, что жизненный путь Петруши Гринёва не ровен, он совершает много ошибок, но они в основном в начале его самостоятельной жизни, так как он ещё молод, неопытен. Но в то же время ребята отмечают, что Петруша способен признавать свои ошибки, раскаиваться в содеянном, достойно выходить из сложившихся ситуаций. Поэтому для учащихся вполне очевидно, что дальнейший путь Петруши — это дорога чести, что он вырастет в человека порядочного, отважного, способного к большому чувству любви.
Идти с учащимися по этим изгибам жизни, думать над поведением героя, над закономерно развивающимися поступками человека (в их противоречиях и в их единстве) — это и есть работа над образом-персонажем, только в данном случае попутно идёт активная работа над схемой.
Читать здесь
25. Елена Полтавец "Размышления о жанре "Капитанской дочки" и о том, кто кому вожатый".
Хорошая статья. Читала в бумажном журнале "Литература в школе", 2005, №7.
26.Мариэтта Чудакова "Дочь командира и капитанская дочка". Интересное сопоставление "Капитанской дочки" Пушкина и "Тимура и его команды" Гайдара. Отклик Парамонова на эту статью Чудаковой.
"Один из главных вопросов в "Тимуре и его команде" - пути восстановления правды. Как соотносится с этой задачей государство? Перед нами - незримая вертикаль, на которой зиждется монархическое устройство. Средний пласт власти не в силах самостоятельно следовать справедливости - правильно рассудит дело только тот, кто находится в соответствующем чине, причем военном. В повести нет и следов партийной власти (как нет и упоминаний Сталина - от этих упоминаний не один Гайдар, видимо, спасался в эти именно годы в детскую литературу). Все "верхнее" ассоциируется с военным, все государственное - с назревающей войной, с непреложностью участия в ней, защиты отечества (подобно тому, как все действие "Капитанской дочки" связано с военными действиями). Это - военная империя в ее расцвете. Провозвещается возможность идиллии в ее рамках (подобно тому, как идиллией завершаются злоключения Гринева и капитанской дочки), возможность обретения покоя".
27.В.Н. Катасонов "ХОЖДЕНИЕ ПО ВОДАМ (религиозно-нравственный смысл "Капитанской дочки" А.С.Пушкина).
Читать здесь
28.Илья Бражников "Ключ от "Капитанской дочки". Духовная иерархия пушкинского мира".
Читать здесь
29.Федоров С. В., Николаев О.Р. "Лирическая народная песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка» на уроке литературы в 7 классе".
Читать здесь
30.А. Л. ОСПОВАТ "ИЗ КОММЕНТАРИЯ К «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКЕ»:ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ(*)
Читать здесь
31.Самуил Лурье "Капитанская дочка" Пушкина - автобиография?
Читать
32.Граник Г.Г., Концевая Л.А. Статья "Психологический анализ художественного текста в учебнике «Русская филология» (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»). Сообщение 1".
Читать
33.Граник Г.Г., Концевая Л.А. Статья "Психологический анализ художественного текста в учебнике".  О "Скупом рыцаре" и "Капитанской дочке".
Читать
34.Сергей Волков. Видеолекция по "Капитанской дочке".

Комментариев нет: