суббота, 9 ноября 2013 г.

Мой читальный зал:учитель и медиаобразование

Читаю интернет-журнал "Вопросы интернет-образования".
1.Якушина Екатерина Викторовна "Проблемы медиаобразования. Современный учитель и сетевые технологии - средства для профессионального роста".
"Итак, для профессионального роста и развития в настоящее время педагогу рекомендуется следующее:
  • иметь электронное портфолио педагога, (оно может быть связано с сайтом школы, расположено в сетевом сообществе, создано самостоятельно)
  • иметь электронные публикации
  • быть членом сетевого педагогического сообщества (одного или нескольких)
С какой стороны ни посмотри – деятельность учителя в процессе всей жизни заключается не только в обучении других, но и в самообразовании и саморазвитии. Педагог никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Использование сетевых технологий сегодня  –  это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс".
Читать здесь
2.Кудимова Наталья Вячеславовна "Сетевые педагогические сообщества. Нужны ли они современному педагогу – предметнику?".
"Ну и в заключение хотелось бы остановиться на некоторых проблемах, неизбежно возникающих при создании сетевого сообщества. Во-первых, это вопрос времени, ведь для того чтобы сообщество жило, росло и развивалось необходимо вложить в него определенный объем временных ресурсов, которые очень часто приходится выкраивать из своего личного свободного времени. Как показывает практика для того чтобы сообщество «поставить на ноги» необходимо как минимум порядка трех месяцев постоянной, кропотливой работы. Если вы не готовы к этому, то стоит ли вообще начинать? Во-вторых, это вопрос соблюдения авторского права. Ведь использование сетевых сообществ, как возможность разместить свои печатные работы, правомерно считаются как наиболее оптимальные и доступные ресурсы. В этой ситуации важнейшее значение имеют договоренности активных участников образовательного Интернет-сообщества, их готовность, выполнять нормы законодательства и уважать труд авторов. В-третьих, это качество размещаемого в рамках сообщества контента. И здесь ответственность за качество публикуемого материала необходимо делить между автором материала и администратором сообщества. В данном случае можно предложить разработать определенные правила публикации материалов на сайте, которые необходимо соблюдать всем желающим поделиться своими наработками. Для самоопределения, самообразования, самоутверждения, профессионального роста педагога очень Важно общение среди своих коллег. Часто нам не хватает время для этого. Сетевые сообщества учителей помогают педагогам в удобное для них время, имея доступ к сети интернет, общаться со своими коллегами. Сетевые сообщества педагогов - это лесенка профессионального роста, возможность добиться успеха!".
3.Хабарова Ирина Вадимовна "Создание сетевого профессионального сообщества и его организация".
"Есть ли необходимость учреждениям создавать собственное сетевое взаимодействие?
Таких «необходимостей», или причин можно выделить несколько. Вот некоторые из них.
  • организационная. Методические объединения  не могут развиваться в закрытой системе (в рамках одной школы), им необходим поиск единомышленников для реализации общей образовательной стратегии, приводящей к системным изменениям структуры, содержания и дидактического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
  • программно-методическая. Отсутствие действенного механизма в организации методической работы в современных условиях развития образования;
  • информационная. Потребность оперативного удовлетворения профессиональных запросов педагогов, но невозможность реализации некоторых идей вследствие недоступности новинок в области методических разработок. И в то же время, общее количество информации, размещенной в глобальной сети, растет лавинообразно, но для поиска необходимого источника, статьи и т.п. уходит не один час;
  • доступности.
Вышеизложенные причины указывают на то, что для эффективной работы инновационного образования нужна новая система взаимодействия, управления и распределения ресурсов, а именно – сетевое взаимодействие".
4.Бондаренко Елена Анатольевна "Технологии медиаобразования".
"Специфика медиаобразования с точки зрения педагогики состоит в следующем:
  • медиаобразование возникает как педагогическая необходимость там, где есть свобода восприятия и интерпретации информации (т.е. в мире свободных СМИ);
  • медиаобразование подразумевает смену педагогической парадигмы – педагог и ученик равноправны перед получаемой информацией, педагог не учит, но помогает постигать мир, предлагая анализировать полученную информацию на различных уровнях осмысления;
  • медиаобразование предполагает, что у учителя должна быть сформирована высокая культура использования современных средств обучения, в т. ч. и мультимедийных ТСО, потому что только высочайшая культура предъявления информации может стать основой формирования комплекса информационных умений;
  • ученик может опережать учителя в знании технических аспектов современных масс-медиа, что педагог также обязан уметь использовать в интересах оптимизации и повышения эффективности обучения.
Одним из наиболее важных факторов, определяющих изменения в современном образовании, становится растущее влияние внешней медиасреды. Одним из наиболее значимых слагаемых информационной среды образования сегодня является медиакоммуникация (массовая печать; радио; кинематограф, телевидение, видео; компьютерные мультимедиатехнологии)".
5.Якушина Екатерина Викторовна "Проблемы медиаобразования. Достоверность информации в Интернете".
"Процесс осмысления получаемой информации имеет огромное значение для умения осуществлять индивидуальную информационную защиту. 
Интернет, как и любая технология, должна помогать человеку в преодолении его конкретных проблем и решении конкретных задач.  Внимание учеников, степень освоения ими технологий и уровня полученный знаний зависит от умения учителя организовать занятие.
Для правильной организации любого вида деятельности, в том числе получения и анализа информации из Интернета, требуется:
  • установить, что главное, а что  второстепенное, отдав предпочтение главному;
  • поставить конкретные задачи;
  • определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения; 
  • учесть следующие факторы: осмысленность и содержательность деятельности учащихся;
  • активизация мыслительной деятельности;
  • указание на возможные ошибки и контроль исполнения.
Чтобы повысить организацию внимания и восприятия информации при работе в сети, необходимо использовать  фактор новизны и возможность личной интерпретации, которая привлечет внимание учащихся и создаст соответствующую теме эмоциональную насыщенность занятия. Работа на занятии должна предусматривать наличие обратной связи. Обратная связь может обеспечиваться контролем со стороны учителя или самоконтролем учащихся. Потребность в обратной связи определяется степенью трудности изучаемого. Чтобы достичь эффективности восприятия учитель должен употреблять слова, соответствующие той модели мира, которая пока имеется у учащихся". 

Комментариев нет: