понедельник, 18 ноября 2013 г.

Евгений Водолазкин "Инструмент языка. О людях и словах"

Евгений Водолазкин "Инструмент языка. О людях и словах"
Vedomosti.ru
30.03.2012, 00:28
Евгений Водолазкин, доктор филологических наук, сотрудник отдела древнерусской литературы в Пушкинском доме, а с недавних пор и писатель, автор замечательного романа «Соловьев и Ларионов» (М.: НЛО, 2009), сделал то, что давным-давно следовало: собрал и записал академический фольклор.
Уморительно смешные, печальные и трогательные истории об ученых — Борисе Михайловиче Эйхенбауме, Дмитрии Сергеевиче Лихачеве, Александре Михайловиче Панченко и других, деликатно названных первой буквой фамилии, — соединились в «Мелочах академической жизни». После «Мелочей» следуют развернутые портреты — Лихачева в разных ракурсах, но с неизменным благоговением, не столь известных, но столь же достойных филологов Льва Александровича Дмитриева и Юрия Валентиновича Кнорозова, а также бабушки автора, киевской учительницы биологии, учившей, между прочим, и Наума Коржавина, ценившего ее за доброту и «абсолютную порядочность».
Картина из всех этих «мелочей» складывается масштабная и пестрая. Вот Борис Эйхенбаум в эпоху борьбы с космополитизмом, зайдя в туалет Пушкинского дома, произносит: «Вот единственное помещение, где легко дышится». Дмитрий Сергеевич Лихачев, даря свою книгу, перечеркивает список своих наград и званий и пишет: «Прошу не обращать внимания на эту безвкусицу». Вот сотрудники Института русской литературы (Пушкинского дома) мечтают встретить на полях совхоза «Федоровское», куда их привезли собирать турнепс, хотя бы одного представителя народа и наконец замечают сразу двух «полногрудых, голубоглазых» селянок с косами. «Они подошли к мужчинам из Пушкинского дома и сказали: «Мы ищем своих. Это Академия художеств?» — «Нет, — ответили мужчины. — Это Академия наук». Вот анонимный пушкинодомец, посетивший Дом кино без членского билета, на вопрос контролерши: «Член дома?» невозмутимо отвечает: «Нет, с собой» и проходит в зал.
Отсмеявшись забавному, пройдя вместе с героями Водолазкина сквозь жуть блокады, а затем унылый абсурд советской эпохи и приземлившись в тощие для академии нынешние годы, понимаешь, что «Инструмент языка» — это не просто сборник анекдотов и биографических очерков. Гораздо глубже, шире: Водолазкин написал объемное свидетельство о жизни науки и ученых в разные времена, тонко подсвеченное историческими и культурными параллелями и ссылками (например, на стихи Блока о Пушкинском доме или мысль Бродского о поэте как инструменте языка). И еще дальше: это свидетельство сердечное, сердцем писанное — и вообще-то не сентиментальный Водолазкин этого слова («сердечность») как раз не стеснятся. Именно такое отношение к людям и делает его глубоким и зорким рассказчиком, оттого и все герои этой книги, даже помянутые вскользь, такие живые. В общем, нашему языку посчастливилось еще с одним чутким и послушным инструментом.

Комментариев нет: