среда, 27 ноября 2013 г.

Мой научный читальный зал: для уроков литературы по творчеству Некрасова в 10 классе

1.Александр Крылов  "КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?".
"Один великий поэт в минуту душевной невзгоды написал гениальные строки: “И скучно, и грустно, и некому руку подать...” Спустя четыре года другой русский поэт ответил пародией: “И скучно, и грустно, и некого в карты надуть / В минуту душевной невзгоды... Жена?.. но что пользы жену обмануть? / Ведь ей же отдашь на расходы!”
Первый поэт, конечно же, был Михаил Юрьевич Лермонтов; второй — Николай Алексеевич Некрасов.
Подлинный Некрасов так же мало напоминает своего хрестоматийного двойника, как полная луна былинный месяц. Приходится признать: он был посредственным поэтом, гражданский долг воспринимал весьма своеобразно, борясь с крепостничеством, владел сотнями ревизских душ, любил роскошь, запойно пил, распутничал, сквернословил в быту и в стихах.
Но была область, в которой поэт действительно являлся классиком: Некрасов был азартнейшим картежником, и, что чрезвычайно редко случается с игроками, — очень удачливым".
2.Игорь Сухих "Русская литература. XIX век. Николай Алексеевич Некрасов (1821—1877)".
"Лирический герой Некрасова является частью этой всеобщей боли, вселенского страдания. Он несет с собой груз драматического прошлого, мрачного детства и голодной юности. Но к этим воспоминаниям добавляются и новые источники нервности. Он, как и Белинский, испытывает зависть врагов и предательство друзей, ощущает невозможность осуществления взятой на себя задачи. Его “раненое сердце” ловит любую человеческую боль. Он страдает от застенчивости и безвестности, от отсутствия счастья и воли, от вековой тишины во глубине России, от вида крови и убийств, от скрежета лопаты на городской мостовой и от дождливого мутного неба над деревенской пашней. Не является исключением из общей атмосферы и чувство любви. В стихотворениях, связанных с отношениями Некрасова с А. Я. Панаевой (“панаевский цикл”), главным мотивом становится не восторг и красота любви, а непонимание, нервность, взаимные страдания". 
3.С. СМИРНОВ "Монументализация фантомов. Некоторые особенности бытования идеологической биографии Н. А. Некрасова".
"Возникает вопрос о прочтении Некрасова, вернее - о своеобразии этого прочтения (Некрасову на это “своеобразие” “везло” постоянно - это неотъемлемая черта его идеологической биографии).
Пожалуй, наиболее выразительная иллюстрация нелепого прочтения Некрасова встречается у Н. Лейкина в юмористическом произведении “Из записной книжки отставного приказчика Касьяна Яманова”, где главный герой, собравший съезд петербургских приказчиков, так описывает обстановку этого собрания: “...члены входили в залу, украшенную цветами, гирляндами, флагами и щитами с изображением торговых атрибутов, как-то: аршина, ножниц, четверика, весов с гирями и кота. В глубине помещался щит со следующим стихом поэта Некрасова:
Не обманешь - не продашь”[29].
“Не обманешь - не продашь”, - это высказывание одного из коробейников, но, оказывается, можно его “присвоить” и самому Некрасову. При большом желании можно назвать и некрасовским лозунгом".
http://magazines.russ.ru/voplit/2009/6/sm3-pr.html
4.Александр Мелихов "Муза мести и радости".
"Читатели попроще (а едва ли и не в каждом из нас живет и личность попроще) воспринимают Пушкина как небожителя, до которого как будто и не досягает наш земной унизительный мусор. А Некрасов — это вроде как один из нас. Он живет нашей жизнью, он говорит нашим языком — и все-таки нас возвышает! Ибо в глазах всякого мало-мальски культурного читателя стихи уже сами по себе возвышают. И когда такой читатель (живущий почти в каждом из нас) обнаруживает, что и его жизнь, и его язык достойны того, чтобы сделаться поэзией, он переживает те спасительные возвышенные чувства, которые не мог бы подарить ему Пушкин.
Земной Некрасов делает ровно то же самое дело, что и неземной Пушкин, но его дудочку слышат многие из тех, кто остался бы глух к пушкинской лире. А особые счастливцы умеют наслаждаться и тем, и другим. Особенно в разную пору своей жизни.
Некрасов принес в поэзию не только новые темы — он принес в нее новые поэтические средства, которые ценил, например, такой мастер и эстет, как Максимилиан Волошин: “Некрасов был для меня не столько гражданским поэтом, сколько учителем формы. Вероятно, потому, что его технические приемы проще и выявленнее, чем у Пушкина и Лермонтова. Мне нравилась сжатая простота Некрасова и его способность говорить о текущем”. А такой виртуозный и высокий современный поэт, как Юнна Мориц, отдает Некрасову еще более щедрую дань: “Поэзия Некрасова повлияла, на мой взгляд, на всех значительных поэтов XX века. Даже на тех, кто не отдавал себе в этом отчета. Даже на тех, кто его „не очень“ или „совсем“ не любил. Некрасовская поэтика вошла в организм отечественной словесности как вещество, подобное соли”.
http://magazines.russ.ru/neva/2010/2/me19.html
5.Светлана РУДАКОВА «Тройка» Н.А. Некрасова в школьном изучении. Рекомендуемая программа анализа".
"14. Что становится центральным образом второй части? Какова роль фольклорных мотивов в этой части?
15. Как меняются интонация, образность, стилистика этой части? Влияние какого литературного направления здесь ощутимо? В чём это проявляется? Каково отношение лирического героя к крестьянке?
16. Что изменяется в облике героини, свидетельством каких внутренних изменений это становится? Как изображается жизнь в семье героини?
17. Объясните смысл фразы: “Выраженье тупого терпенья и бессмысленный, вечный испуг”. Как это характеризует жизнь героини? Какое значение имело слово “терпенье” в русской поэзии? Что нового и для чего внёс Некрасов в это понятие?
18. Смерть героини – трагедия или закономерный финал её жизни? Докажите вашу точку зрения".
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200101501
6.Майя КУЧЕРСКАЯ "Николай Алексеевич Некрасов".
"Да, "одинокий и потерянный", порвавший с традиционным бытом, идеологией и не до конца удовлетворённый своими новыми идеалами (главный из которых — любовь к страждущим), интеллигент-разночинец легко узнавал в герое Некрасова себя. Но изображение его психологии было лишь малой и всё же не основной частью художественных задач Некрасова. А задачи эти были поистине громадны и очень сложны. Рядом с непростым миром мучительно рефлектирующего интеллигента в поэзии Некрасова вырастал другой, бесконечный в своей протяжённости, сложный, многогранный, чуждый рефлексии и внутренних противоречий мир. Это был мир народной жизни, народных тревог, надежд, счастья и страданий.
Движение поэта от изображения душевной жизни лирического героя к лишённому индивидуалистического начала пространству народного бытия ясно запечатлелось в одной из лучших поэм Некрасова «Мороз, Красный нос».
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200103504
7.Сергей Волков "Что делать с Некрасовым?".
"И ещё чем Некрасов может затянуть — это энергетической стихией стиха. Стоит начать читать — тебя захватывает этот размер, захватывает то, как он захватывает в свою орбиту мир с его вихрями сюжетов. Эти сюжеты, возникающие на изломах отдельных фраз, дробятся, взрываются и пузырятся, Некрасов вообще изобилен на сюжеты и микросюжеты, лица, отдельные реплики — как в главе «Пьяная ночь», — за которыми целые людские судьбы. И щедро, горстями их разбрасывает.
Волшебно найденный ритм втягивает в себя не только материал жизни, но и материал языка — фразы, предложения, периоды, укладывая их в своё вовсе не прокрустово, а какое-то, наоборот, оживляющее ложе. В него вмещается всё: пословица, поговорка, диалог, сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными — всё естественно и чудесно, ничему не нужно ломаться, ни на секунду не замедляется стремительный темп поэмы. Общим местом стало говорить здесь о перекличках с «Мёртвыми душами» или «Двенадцатью». Замечу менее очевидное: от чтения «Кому на Руси...» возникает эффект, подобный тому, который подметил Эйхенбаум в своей статье о «Шинели» — произносительное удовольствие, артикуляционный восторг. Тем более сильный, что здесь мы оказываемся во власти стихового ритма".
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200900705 
8.Л.И. СОБОЛЕВ "Лекция 4. Основные мотивы лирики Некрасова".
"Тему поэта у Некрасова я обычно начинаю с того, что предлагаю ученикам на выбор разборы примерно десяти стихотворений (можно предложить и самим выбрать произведения, имеющие отношение к теме). Потом каждый из выбравших то или иное стихотворение разбирает его перед классом (с обсуждением — иногда очень толковым, иногда и нет), мы записываем основные тезисы и цитаты; таким образом составляется план к теме. Самое трудное, наверное, стихотворение для разбора — «Поэт и гражданин». Конечно, мало кто настолько не понимает его, чтобы просто свести всё к тезису “Поэтом можешь ты не быть, // Но гражданином быть обязан”. Два года назад это стихотворение отлично разобрала одна моя десятиклассница — к сожалению, письменного текста не было, но основные тезисы я попробую восстановить".
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200404008
9.Л.И. СОБОЛЕВ "Лекция 5. Поэтическое новаторство Некрасова".
"Интересна для урока тема «Грешники и праведники у Некрасова». В центре внимания поэта — кающийся грешник; здесь прежде всего следует вспомнить Власа из одноимённого стихотворения; В.И. Мельник соотносит сюжет этого стихотворения с житийной литературой: Влас в бреду увидел ад, “что привело его к полному духовному перерождению <…> Перед нами несомненно поэтический вариант жития, в котором основа: грех — покаяние через тяжёлую, близкую к смерти болезнь — духовное воскресение” (Там же. С. 62).
Сюжет раскаяния “великого грешника” лежит в основе «Легенды о двух великих грешниках» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». М.М. Гин проследил связь «Легенды» с фольклорными источниками (Гин 1971. С. 215–242). Здесь особенно заметно несовпадение некрасовского представления о грехе и искуплении с ортодоксальным христианством — Кудеяр получает прощение, совершив убийство. “Некрасов произвёл весьма тонкую и целенаправленную подмену понятий, чтобы показать санкционированное самим Богом «благородное» убийство «по совести»”, — пишет В.И. Мельник (Мельник Проблема. С. 132). Дело в том, что, по Некрасову, грех — это грех против народного мира — поэтому грех Глеба-старосты, “иудин грех” — страшнее всего; то, что делается во имя народного мира, в его защиту — как бы прощается автором, не ставится в вину герою. Ещё один пример — Савелий, закопавший живым немца Фогеля; как видно из текста поэмы, он вовсе не считает себя грешным (“клеймёный, да не раб”, — “весело” отвечает он на упрёки сына). Но Савелий не душегуб — он, чувствуя свою вину за смерть Дёмушки, идёт “на покаяние // В Песочный монастырь”.
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200404209
10.Андрей РАНЧИН "Ненависть к “малой родине”, или Элегические проклятия. Лирика Некрасова и русская классическая традиция".
"Освобождаясь от власти поэтической традиции, обретая собственный голос, Некрасов в «Родине» демонстративно отвергал элегический жанр. На склоне лет, приближаясь к смерти, он открыто принимает элегическое наследие. Судьба многих русских поэтов, живших и умерших прежде Некрасова, сложилась так, что среди их последних стихов оказались и такие, что стали итоговыми произведениями, поэтическими завещаниями. Таково пушкинское «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», лермонтовское «Выхожу один я на дорогу...», «Царскосельский лебедь» Жуковского. «Элегия» Некрасова — это его «Памятник». Неслучайно именно в этом стихотворении есть и строка-афоризм “Я лиру посвятил народу своему”, и классический образ лиры, и размышления о судьбе поэта “в подлунном мире”. Классическая тема требовала классической формы. Некрасов написал элегию. Но это была странная элегия, подобной которой прежде не существовало".
11.Эдуард БЕЗНОСОВ "О сюжетных цитатах в стихотворении Некрасова «Секрет».
"Таким образом, мы видим, каким сложно организованным предстаёт перед нами стихотворение Некрасова за счёт того, что автор включил в его художественную структуру сюжетные прообразы из произведений своих великих предшественников, вынудив читателя воспринимать историю, развернувшуюся в «Секрете», в соотнесении сюжетами Гоголя и Пушкина. Но общий характер и смысл этих включений подтверждает мысль Тынянова, что “пародия, главный элемент которой в стилистических частностях, будучи оторвана от своего второго плана (который может быть просто забыт), естественно утрачивает пародийность. Это в значительной мере решает вопрос о пародиях как комическом жанре. Комизм — обычно сопровождающая пародию окраска, но отнюдь не окраска самой пародийности. Пародийность произведения стирается, а окраска остаётся. Пародия вся — в диалектической игре приёмом. Если пародией трагедии будет комедия, то пародией комедии может быть трагедия”9. То есть перед нами не пародия как форма литературной полемики или уничтожающей критики, а способ обновления поэтического языка. Некрасов действительно создаёт, по словам Эйхенбаума, “новый поэтический язык и новые поэтические формы”, давая новую жизнь существовавшему жанровому репертуару лирики, оживляя архаические формы введением в них “нового пафоса, новой риторики, новых тем, нового языка”10.
12.Лариса Торопчина  "Несу свой крест с терпением, живу… а как?..” “Мысль семейная” в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
"Обращаясь к анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо», можно предложить учащимся вопрос: Что с самого начала подстегнуло желание крестьян отправиться на поиски счастливого человека? Конечно, они приведут слова Некрасова: “мужик, что бык: втемяшится в башку какая блажь, колом её оттудова не выбьешь…” Но есть ещё одна причина: крестьяне-то из “Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости… смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки”, у них не дома, а “домишки” — стало быть, им терять особенно нечего, да и птичка пеночка со “скатертью самобраною” пришлась очень кстати. Без этой волшебной скатёрки, которая и накормит, и обогреет, и пропахшие потом рубахи выстирает да высушит (то есть, иначе говоря, создаст хоть какое-то подобие родного дома), они вряд ли смогли бы долго странствовать.
В процессе чтения ученики наблюдают за пёстрыми картинами сельской жизни: здесь и беседа странников с деревенским священником, и встреча с мастеровыми, нищими, солдатами (глава «Поп»).
13.Татьяна ГОРБАТОВА  “Мiръ” в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
"Подведём итоги. В толковании значения слова “мiръ” Некрасов, как мы видим, опирается на народную традицию. Община – незыблемый порядок жизни, установленный издавна. В понятие это включается и природа (особенно явно это происходит в “Прологе”), но всё же поэта больше интересует круг социальных ассоциаций. Характерной чертой его произведений является то, что слово “мiръ” практически не используется только в основном своём значении; в разных контекстах оно рождает разные ассоциации. Большинство из них не выходит за пределы традиционной народной культуры. Однако некоторые по своей семантике максимально расширяют пределы локального значения “община”, универсализируются, распространяются на весь народ, всю Русь (в качестве синонимов к нему используются такие слова, как “мы”, “вотчина”, “вахлачина”, “люди добрые”, “мужики”, “народ”, “царство мужицкое”, “страдное русское крестьянство”).
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200103704
14.Оксана Смирнова "Система уроков по творчеству Некрасова в 10 классе".
"Как видим, лирика Некрасова посвящена все-таки не одной теме народа (хотя, конечно, это тема главная), зато проникнута одним настроением. О Лермонтове один исследователь (Д. Максимов) написал, что его творчеству присущ «лиризм обиды». Некрасову присущ «лиризм негодованья и тоски». Тот же Чуковский писал, что это был «страстный к страданью» человек, тут он прав. Постоянная память Некрасова о чужом страданье – это не поза, это устроение души. В страшном стихотворении «Баюшки-баю» к поэту приходит проститься его Муза (на костылях) и начинает утешать".
http://prigorok.comule.com/index.php?option=com_content&view=article&id=159&Itemid=169
15.Борис Эйхенбаум "Некрасов".
"Некрасов был не одинок. В его творчестве, в сущности говоря, продолжается традиция одической, «витийственной» поэзии, которая от Державина, через архаистов, переходит к Тютчеву, Шевыреву, Хомякову и др. Традиция эта осложнена борьбой с пушкинским каноном. Рядом с Некрасовым можно поставить Ивана Аксакова, в поэзии которого, воспитанной на Тютчеве, намечена эта же тенден­ция. Аксаков остраняет свой стих прозаизмами, называет ого «жестким», «черствым», свою Музу — «гневной», «строгой», сообщает лирике силу ораторского слова, пробу­ет писать эпическую поэму из народной жизни («Бродя­га»), предвосхищая некрасовскую «Кому на Руси жить хорошо».
http://sobolev.franklang.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20:2011-03-01-12-07-12&catid=28:-xix-&Itemid=7
16.Олег Проскурин "Некрасов-поэт".
"Для Некрасова—скептика и атеиста («каждый день приближает... к уничтожению») — внимание сосредоточено на земной жизни; «земную» участь человека и призвана облегчить «любовь». Такие представления о природе и сущности любви делали для поэта невозможной любовь все примиряющую или всепрощающую. В земном бытии человека слишком много зла и страданий, к которым Некрасов был обостренно, болезненно восприимчив. Эту особенность некрасовской личности глубоко раскрыл Ф. М. Достоевский, писавший о поэте: «...это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и не закрывающаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолю­дина в горькой, так часто, доле его».
http://sobolev.franklang.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=17:2011-03-01-11-48-50&catid=28:-xix-&Itemid=7
17.С.А.Андреевский "О Некрасове".
"Все лирические пьесы Некрасова, посвящённые любви, постоянно, роковым образом, возвращаются к домашним сценам и распрям, обнаруживающим неуживчивость писателя с нежным полом («Если мучимый страстью мятежной…», «Поражена потерей невозвратной…», «Я посетил твоё кладбище… твой смех и говор… бесили мой тяжелый, больной и раздражённый ум…», «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди… что минута, то вспышка готова», «Да, наша жизнь текла мятежно, расстаться было неизбежно», «Нервы и слёзы» и проч.) Природа вызывает поэтическое чувство в сердце каждого, даже не поэта, она составляет главное счастье простолюдина и, конечно, в поклоннике народа она должна была найти своего естественного, сильного певца. Таким и был Некрасов. Его обращения к Родине, к Волге, к русскому простору исполнены порою захватывающего лиризма, они дышат мощью, скорбью и любовью; картины леса, деревни, крестьянского поля нарисованы ярко и реально; от них веет то свежестью, то грустью; в «Саше» и «Морозе» Некрасов дал истинно поэтическое олицетворение лета и зимы. Но эта отзывчивость к природе, как чувство общее всем, не составляет ещё отличительной приметы богатого поэтического темперамента".
http://sobolev.franklang.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=18:2011-03-01-11-53-29&catid=28:-xix-&Itemid=7
18.Борисов Кирилл. "О поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос».
"Теперь настало время провести некоторые сюжетные параллели. История о том, как девушка, потерявшая своего возлюбленного, «встречается» с ним  после его смерти, насколько мы знаем, уже лежала в основе не одного русского стихотворного произведения. Остановим свой взгляд на балладе Жуковского «Людмила». В ней мы не просто видим мотив встречи возлюбленных после смерти. Героиня Жуковского, как и Дарья из поэмы «Мороз, Красный Нос» «призывает» своего умершего жениха (или мужа). При этом, встреча Людмилы с мертвым женихом – наказание за ропот на Бога, в то время как свидание Дарьи и Прокла – избавление любящей и страдающей женщины от земных мук. Обеих героинь ждет смерть, однако смерть Дарьи вызывает у автора больше сожаления, нежели гибель Людмилы[3]. Причина тому – разные цели повествования. Жуковский-автор «Людмилы» - назидатель. Некрасов-автор поэмы «Мороз, Красный Нос» прежде требует от своего читателя эмоционального восприятия рассказанной истории. Именно поэтому Жуковский, указывая на неправильную жизненную позицию Людмилы, осуждает ее. В то же время язык не повернется назвать конец жизненного пути Дарьи страшным наказанием за грехи".
http://sobolev.franklang.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22:-----l--r&catid=28:-xix-&Itemid=7
19.Ольга Седакова "Наследство Некрасова в русской поэзии".
"Таким влиятельным и, можно сказать, сверхвлиятельным поэтом в России стал Н.А.Некрасов. Его обширному и необычайно многообразному влиянию, в силовом поле которого оказываются – каждый в своем роде – и поздний Тютчев, и крестьянские и революционные поэты, и Блок, и Маяковский, и Бродский, посвящена эта работа.
Присутствие Н.А.Некрасова в русской поэтической традиции так значительно, что стиховедческий термин «донекрасовская эпоха» кажется оправданным. Поэтов, в чьей манере не отозвались некрасовские ритмы, интонации, принципы развертывания текста, можно перечесть по пальцам: Вяч.Иванов, М.Кузмин, В.Хлебников, М.Цветаева... Но и эта формальная непричастность к Некрасову не означает безразличия к поэту, вошедшему в «русскую легенду».
http://www.olgasedakova.com/Poetica/221
20.Юрий Тынянов "Стиховые формы Некрасова".
"Этот перебой песенного стиля обычен у Некрасова. Песенный стиль не терпит enjambements -- выходов синтаксической единицы за пределы метрической; такие выходы обычны для стихотворного драматического диалога или для прозаической конструкции, когда она играет роль важного ингредиента. У Некрасова в песенных формах, как "Похороны", встречаются также перебои прозаической интонацией".
21.Сергей Волков. Видеолекция по поэзии Некрасова.

Комментариев нет: