вторник, 1 октября 2013 г.

"Пришёл папа шестиклассника и заявил, что я растлеваю малолетних детей, читая с ними литературу о проститутках и трансвеститах"

Пишет учитель литературы Наталья Ванюшева, Ижевск
Не раз в газете «Литература» издательского дома «Первое сентября» звучал вопрос: какую литературу мы преподаём? Вопрос связан с проблемой, каким должен быть корпус текстов для государственной программы, или с тем, что предложить детям для внеклассного чтения. В свете того, что приключилось со мной на этой неделе, вопрос, надо сказать, стал острым и зазвучал так: можно ли преподавать литературу в школе?
В Управление образования Удмуртской республики на меня поступила жалоба. Пришёл папа шестиклассника и заявил, что я растлеваю малолетних детей, читая с ними литературу о проститутках и трансвеститах. Речь о романе французского автора Ажара «Вся жизнь впереди», за которую автор получил престижную Гонкуровскую премию (2-ю, кстати, что вне правил получения этой премии).
И за что же?
По мнению, родителя и чиновников, которые не то что не читали, но не слышали о ТАКОМ развратном авторе, именно за распространение сведений о проституции («уважаемые! открытым текстом сказано, кто они такие и чем занимаются! А она, т.е. Ванюшева, детям читает!»)
Я по этому роману в 2009 г/ в Москве на форуме мастер-класс проводила, а «Литература» опубликовала материал (тоже «поспособствовала» растлению!). Герой – мальчик 12 лет. Да, сын проститутки, которая его бросила, сдав в приют с такими же детьми. Да, жил он среди отверженных. Но вот «беда»: дети мои уже прочитали этот роман – все! «Изъять» это скверное произведение из детских голов, ну никак не получится. На следующей неделе у них письменный отчёт по роману. А на этой они его на переменах обсуждали. И они совершенно правильно поняли: это роман о мужестве мальчика, который среди взрослой дряни сохранил доброе сердце и помог многим, спас некоторых… Моим детям жалко его, они ему искренне сочувствуют, об этом открыто говорят. Я ими горжусь.
Пришла после головомойки к коллегам, и мы стали перебирать программные произведения, пытаясь «уразуметь», а можно ли вообще литературу преподавать: к чему не обратись – всё вредно. Раскольников – убийца, Толстой называет Ростову самкой и любуется ею, такой, Раневская – детей/дом бросила и укатила к любовнику, который её унижает и обирает… а что говорить о былинах! «Не хочу»,- говорит Садко, - «жить во блуде с тобой». Предлагаю конкурс «Кто больше непристойностей в классике соберёт!». Повеселимся, коллеги! День УЧИТЕЛЯ на носу!
К слову сказать, наши дети изучают мировую культуру с 5 класса, за тем же ежегодно ездят в Петербург и «разглядывают» античные скульптуры с неприкрытыми «нежностями», как выразилась наша первоклассница, долго стоят у Данаи Рембрандта, что нежится нагая в ласках золотого Зевса-дождя, прикрывая причинное место… Боже! Жизни не хватит, чтобы все «пошлости» и «разврат» перечислить. И ведь не смешно уже от тупости чиновничьей, точнее, это «было бы смешно, когда бы не было так грустно».
Параллельно возник другой вопрос: должен ли учитель знакомить детей с новинками современной литературы или только «корпус» выдавать? Можно и так: есть ли у учителя литературы право вообще обсуждать что-то помимо «корпуса»?
Сергей Волков

5 комментариев:

Светлана Георгиевна комментирует...

Следовательно, все хорошо образованные, занимающиеся постоянно самообразованием, ежедневно читающие серьёзную литературу учителя "растлевают" учеников.

Ольга Николаевна комментирует...

Получается так!

Unknown комментирует...

Тема проституции в шестом классе школы

Модная сейчас тема в Интернет — учительница литературы из Ижевска, которая дала шестиклассникам на внекласное чтение роман Ажара «Вся жизнь впереди». А один из родителей ребят, заглянув в роман, понёс на неё заявление за растление малолетних.

Если верить учительским блогам — то учительница эта стала пострадавшим лицом, см http://lanasvet1991.blogspot.ru/2013/10/blog-post_1.html

Если послушать репортаж Вестей (см. «http://www.vesti.ru/doc.html?id=1137368»), на лицо следующие 'важные' параметры происходящего, на которые ссылаются коллеги учительницы и чиновники:

- Пропуск 'срока исковой давности' отцом ребёнка. Учительница дала задание на внекласcное чтение на лето, а отец возмутился только в сентябре, когда учительница дала письменное проверочное задание по означенному произведению. (Фоном идёт 'вывод' — значит отец плохо следить за ребёнком!)

- Герою произведения 12 лет. Детям, которых обязали прочитать — тоже по двенадцать. (Фоном идёт 'вывод' — если герой романа столкнулся с событием в таком возрасте, то и наши ребята в этом возрасте должны бы быть морально готовы разбираться в проблеме).

- Детям в прошлом году (предыдущий класс) понравилось.


Ну а дальше берём роман, листаем первые же странички и погружаемся в грязненький мирок романа:

«Еще Махут сказал мне, что теперь у женщин, которые борются за жизнь, есть пилюли для гигиены, но он родился слишком рано.» (противозачаточные)
«Почти все мы у мадам Розы были детьми шлюх, и те, уезжая порой на месяц-другой бороться за жизнь в провинцию, до и после непременно приходили проведать своих ребят.»
«Для пущей заметности я даже гадил повсюду в квартире. Без толку. Мать не пришла, а мадам Роза обозвала меня арабским ублюдком — в первый раз, ведь она не француженка. Я все орал ей, что хочу увидеть мать, и еще несколько недель продолжал гадить прямо в доме — в отместку.»
«Мадам Роза была и без того старая и усталая, и чаша ее терпения давным-давно переполнилась за все те годы, что она прожила еврейкой.» Цитаты взяты отсюда http://knigosite.org/getbook/12681/rtf

А теперь пытаемся сделать уже нормальные выводы, а не взятые в кавычки. В средневековом Китае в гаремы сдавали 7-ми летних мальчиков... Интересно, ребятам в семь лет уже пора давать жизнеописания тех мальчиков?

Всё-таки очевидно, детство нужно ограждать от грязи. А учительница очень не права. Так в советской школе Достоевского (с его темой проститутки — Сонечки Мармеладовой) изучали всё-таки в 10 классе, но не в 6-м.

Постоянный адрес заметки http://tula-it.ru/node/873

Unknown комментирует...

Добавление к предыдущему:

А то что ребёнку из предыдущего класса понравилось нюхать клей значит ли, что и детям из текущего класса нужно дать понюхать тот же клей? А вдруг 'понравится'?

Продолжение темы, см."Уродство возведенное в Идеал. Идеология, которой нет" http://tula-it.ru/node/444

Светлана Георгиевна комментирует...

Спасибо, Василий, за заинтересованный отклик. Я очень люблю книги Ромена Гари (Эмиля Ажара), в которых нет "грязненького мирка". Да, эти романы я предложила бы читать всё-таки старшеклассникам, а не шестиклассникам.
С методическими разработками ("Литература. Первое сентября")и дистанционным курсом (Педагогический университет "Первое сентября") Натальи Ванюшевой я знакома, это очень полезный материал для думающего учителя.