среда, 21 августа 2013 г.

Мой книжный улов: август 2013

     Книжки снова покупала. Скоро длинная полоса дней рождений друзей, знакомых, родственников и коллег.
Евгений Водолазкин "Инструмент языка. О людях и словах". - М., 2011.
Евгений Водолазкин (р. 1964) - филолог, автор работ по древнерусской литературе и... прозаик, финалист "Большой книги" и Премии Андрея Белого за роман "Соловьев и Ларионов".
Реакция филологов на собрата, занявшегося литературным творчеством, зачастую сродни реакции врачей на заболевшего коллегу: только что стоял у операционного стола и - пожалуйста - уже лежит. И все-таки "быть ихтиологом и рыбой одновременно" - не только допустимо, но и полезно, что и доказывает книга "Инструмент языка". Короткие остроумные зарисовки из жизни ученых, воспоминания о близких автору людях, эссе и этюды - что-то от пушкинских "table-talk" и записей Юрия Олеши - напоминают: граница между человеком и текстом не так прочна, как это может порой казаться.  
Ирина Лукьянова "Стеклянный шарик". - М., 2012.
Повести "Стеклянный шарик" и "Кормление ребенка" - две истории о детстве нынешних взрослых. Причем детство для героев Ирины Лукьяновой - понятие не биологическое, а мировоззренческое, которое великий поэт назвал "ковшом душевной глуби", "вдохновителем и регентом" и которое продолжает жить в человеке и после того, как он покидает его возрастные границы.
Павел Санаев "Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2". - М., 2013.
Герой "Плинтуса" вырос, ему девятнадцать лет, и все называют его Раздолбаем.
Раздираемый противоречивыми желаниями и стремлениями, то подверженный влиянию других, то отстаивающий свои убеждения, Раздолбай будет узнавать жизнь методом проб и ошибок. Проститутки и секс, свобода, безнаказанность и бунт - с одной стороны; одна-единственная любимая девушка, образованные друзья и вера в Бога - с другой.
Джефф Кинни "Дневник слабака". - М., 2013.
The Diary of a Wimpy Kid - лучшая детская книжка последних лет, от всемирно известного автора Джеффа Кинни! Мировой Бестселлер! Читают 75 миллионов детей во всем мире! Главный герой книги Грег Хеффли - простой американский школьник, который попадает в различные смешные и грустные истории. Дневник, который он ведет, полон веселых записей и историй из жизни. "Если ты учишься в школе - в каких-нибудь "средних" классах - ты знаешь, что жизнь тяжела и коварна".
Шарлотта Бронте "Заклятие". - М., 2013.
Сборник ранних произведений, написанных Шарлоттой Бронте в соавторстве с братом, несомненно, обретет своего читателя. Поражает богатство фантазии совсем юной Шарлотты: она создает целый мир, где переплетаются мистика и реальность, где честность и благородство борются с предательством и коварством, и над всем этим властвует любовь. А в ярком образе главного героя книги герцога Заморны можно без труда разглядеть черты притягательного мистера Рочестера из романа "Джейн Эйр"...  
Антон Чиж "Холодные сердца". - М., 2013.Череда зверских убийств сотрясла уездный Сестрорецк: кто-то с особой жестокостью изуродовал трупы жертв, вырвав им сердца. Местная полиция в шоке, приходится звать на помощь столичного сыщика Родиона Ванзарова, уже успевшего снискать себе славу гения расследований. Красавцу и умнице Ванзарову предстоит окунуться в пучину мелодраматических страстей и вычислить хладнокровного убийцу в среде самых уважаемых жителей города…
Анна и Сергей Литвиновы "Та самая Татьяна". - М., 2013.
Блестящая литературная стилизация! Неожиданное продолжение гениального пушкинского романа "Евгений Онегин"! Анна и Сергей Литвиновы провели свое расследование и пришли к совершенно неожиданному выводу: Онегин вовсе не убивал Ленского на дуэли! Одновременно с выстрелом Евгения раздался еще один, от которого и погиб молодой поэт. Но кто стрелял? Выяснить это и взялся Евгений, когда Татьяна все же ответила ему взаимностью...
Александр Никонов "Анна Каренина, самка". - М., 2013.
Премия "Абиссинская кошка", которую получил Александр Никонов известнейший писатель, журналист и в какой-то степени провокатор, вручается за "вызов общественному мнению, нарушение литературных конвенций, попрание правил игры". Все это абсолютно точно характеризует книгу "Анна Каренина, самка". Она шокирует каждого. Но не спешите. Это самое остроумное, самое яркое произведение последнего десятилетия. Эту книгу можно зачитывать вслух. И это наиболее яркая агитация-призыв больше читать нашу классику.  
"Стратегия и тактика учителя. Антология". Составитель Ольга Варшавер. - М., 2005.
Авторы демонстрируют даже не методы, а микроэлементы методов, отдельные шаги грамотного вдумчивого учителя, а в результате читатель получает развернутую картину общей стратегии активного обучения для гражданина современного общества.
Людмила Кайда "Композиционная поэтика текста". - М., 2011.
Эта монография является первым системным исследованием научных истоков формирования лингвистической эффективности любого текста на уровне композиции. Взгляд на то, что было исследовано с позиции читателя, позволил обобщить опыт творческого преломления современных теорий в развитии нового направления в филологии - композиционной поэтики текста и деятельностной концепции ее ведущей категории - "читатель и авторский подтекст". Это наука о том, как быть с текстом "на ты", а с его автором - в совместном творческом поиске. Современное понимание коммуникативных возможностей текста и его антропоцентрической сущности позволяет автору монографии говорить о рождении композиционной поэтики текста как новой научной дисциплины.
Лариса Селезнёва "Полный курс практического русского языка. Орфография и пунктуация. 22 обобщающих урока". - М., 2010.
Разработанные автором 22 урока охватывают все основные правила орфографии и пунктуации русского языка. Каждое правило всесторонне рассмотрено и представлено в четырех рациональных формах: обобщенное правило, алгоритм, свернутый алгоритм, алгоритмизированная схема. Использование любой из них позволяет безошибочно определять правильные написания и знаки препинания. Характер практических заданий обеспечивает поэтапное усвоение материала и контроль результатов.
Александр Арсентьев "Миротворец". - М., 2013.       Череповецкий писатель.
Алекс Зимин, экс-боец Иностранного легиона, волею судеб становится обладателем могущественного артефакта и невероятным образом перемещается в иной мир, где оказывается втянутым в многовековую междоусобную борьбу богов. Совершая немыслимые для простого смертного подвиги, главный герой постигает Великую тайну своего происхождения и с достоинством принимает на себя все вытекающие из этого последствия. 
Д.Волков "Метод обучения знаниям и технологическим умениям "Сразу и на всю жизнь". - М., 2009.
В данной книге рассматривается открытый автором и проверенный им на практике современный дидактический метод быстрого и прочного освоения новых знаний и технологических умений, при этом не предъявляющий жестких требований к памяти учащихся. Метод отвечает сегодняшнему бурному развитию науки и практики в самых разных областях человеческой деятельности. 
Евгений Шалашов "Десятый самозванец". - М., 2013.       Череповецкий писатель.
Имя Тимофея Акундинова, выдававшего себя за сына царя Василия Шуйского, в перечне русских самозванцев стоит наособицу. Акундинов, пав жертвой кабацких жуликов, принялся искать деньги, чтобы отыграться. Случайный разговор с приятелем подтолкнул Акундинова к идее стать самозванцем. Ну а дальше, заявив о себе как о сыне Василия Шуйского, хотя и родился через шесть лет после смерти царя, лже-Иоанн вынужден был "играть" на тех условиях, которые сам себе создал: искать военной помощи у польского короля, турецкого султана, позже даже у римского папы! Акундинов сумел войти в доверие к гетману Хмельницкому, стать фаворитом шведской королевы Христиании и убедить сербских владетелей в том, что он действительно царь. 
Евгений Шалашов "Лихое время. Жизнь за Царя". - М., 2013.    Череповецкий писатель.
В этом фантастическом боевике Русь сворачивает даже не на «запасной путь», а в гибельный тупик. В этой альтернативной реальности 1612 год становится самым черным в нашей истории – князь Пожарский погибает при штурме Кремля, ляхам удается разгромить земское ополчение, и Великая Смута не угасает, а разгорается с новой силой. Польский король объявляет себя повелителем Всея Руси, шведы захватывают Новгород, на Русском Севере высаживается английский экспедиционный корпус во главе с «вице-королем Московии», в то время как бояре продолжают грызню за власть… 
Н.Старыгина "Гончаров. Книга для учителя".- М., 2008.
Книги серии "Писатель в школе" предназначены для учителей-словесников. Кроме поурочного планирования, анализа произведений, учитель найдет в них много дополнительного материала, который можно с успехом использовать на уроках, при проведении различного рода проверочных работ, олимпиад, а также во внеклассной работе. 
Н.Старыгина "Лесков в школе". - М., 2000.
Пособие содержит историко - литературные материалы, методические рекомендации, позволяющие учителю - словеснику найти эффективные пути анализа произведений Н.С.Лескова и полно раскрыть своеобразие его мировоззрения и поэтики на уроках литературы.
Галина Бакулина "Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 7 класс". - М., 2006.
Пособие содержит разработки уроков русского языка по всем темам, изучаемым в 7 классе. Оригинальная авторская методика направлена на эффективное усвоение учениками программного материала и интенсивное развитие внимания, памяти, логического мышления, устной речи и т. д.
А.Быков "Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого". - М., 2008.
В учебном словаре-справочнике дана характеристика 400 словообразовательных элементов (приставки и корни) древнегреческого и латинского языков. В качестве иллюстративных примеров приведено 1500 иноязычных слов, существующих в русском языке, и - для сравнения - около 1000 терминов из английского, французского, немецкого и других языков; раскрыто их происхождение и значение. Словарь-справочник позволяет узнать, как происходило и происходит рождение терминов, научиться понимать многие тысячи слов.
А.Быков "Удивительное языкознание". - М., 2001.
Эта книга является своеобразным путеводителем по языкам Европы; она содержит обзор и сравнительный анализ европейских языков, рассказывает об их истории, устройстве, взаимовлиянии. Приведены правила чтения. В конце книги имеются сведения об искусственных языках и о личных именах, распространенных у разных народов, а также словарь лингвистических терминов.
Серия "Литературные памятники"
Джозеф Конрад "Тайный агент. На взгляд Запада". - М., 2012.
Автор, декларировавший неприязнь ко всему русскому (к русской литературе, русскому языку, русскому богоискательству, русской революционной идее), на самом пике своего творчества создает два романа - "Тайный агент: Простая история" (1907) и "На взгляд Запада" (1910), объединенные именно "русской темой", в трактовке которой Конрад во многом следует Ф.М.Достоевскому. В обоих романах мы находим и напряженную интригу, и колоритных персонажей, и глубокий психологический анализ приверженцев террора, и любовную тему, и критику современной западной цивилизации с позиций своего рода мессианства.
Серия "Развивающее учение"
Э.Браверман "Учимся и учим думать и создавать". - М., 2011.
Книга содержит рекомендации, которые помогут сформировать у ученика ряд важных универсальных (общеучебных) и специальных умений (компетенций). Поэтому она отражает идеи, заложенные в новые Стандарты образования; вместе с тем она является логическим продолжением предыдущих книг серии "Развивающее учение". Советы, вошедшие в книгу, учат разумно и четко выполнять ряд созидательных и творческих действий: проводить исследования, делать проекты, создавать задачи, тесты, игры, конспекты, тезисы, рефераты, рецензии, рекламы, эссе и др. Все эти умения сейчас очень востребованы. 
Серия "Перечитывая классику"
В.Линков "Война и мир" Л. Толстого". - М., 2003.
А.Журавлёва, М.Макеев "Александр Николаевич Островский". - М., 2001.
М.Голубков "Александр Солженицын". - М., 2000.
В.Чалмаев "Андрей Платонов". - М., 2002.
Н.Зуев "Боратынский". - М., 1999.
С.Кормилов, И.Искржицкая "Владимир Маяковский". - М., 2003.
"Древнерусская литература". Составитель А.Дёмин. - М., 2000.
Е.Скороспелова "Замятин и его роман "Мы". - М., 2002.
Б.Сарнов "Каждому по его вере. О романе Булгакова "Мастер и Маргарита". - М., 2003.
 Л.Аннинский "Крепости и плацдармы Георгия Владимова". - М., 2001.
Н.Сухова "Лирика Афанасия Фета". - М., 2000.
И.Ростовцева "Мир Заболоцкого". - М., 1999.
В.Зайцев "Николай Рубцов". - М., 2002.
С.Дмитренко "Щедрин: незнакомый мир знакомых книг". - М., 1999.
А.Илюшин "Стихотворения и поэмы А. К. Толстого". - М., 1999.
В.Недзвецкий, В.Филиппов "Русская "деревенская" проза". - М., 2002.
В.Недзвецкий "Роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?" и его оппоненты". - М., 2003.
Е.Зубарева "Проза русского зарубежья (1970-1980-е годы)". - М., 2000.
И.Видуэцкая "Николай Семенович Лесков". - М., 2000.
С.Кормилов "Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих". - М., 2002.
С.Баевский "Пастернак". - М., 2002.
В.Касаткина "Поэзия В. А. Жуковского". - М., 2002.
А.Илюшин "Поэзия Некрасова". - М., 2003.
О.Клинг "Поэтический мир Марины Цветаевой". - М., 2001.
Серия "Жизнь Пушкина"
Николай Петраков "Пушкин целился в царя. Царь, поэт и Натали". - М., 2013.
Академик Николай Петраков, ученый с мировым именем, автор сенсационных книг о причинах дуэли и гибели Пушкина, буквально взорвал установившуюся в пушкинистике версию тех трагических обстоятельств, в которых оказался поэт в последние годы жизни. На самом деле, никакого Дантеса как предмета ревности для Пушкина просто не существовало, утверждает исследователь, вспышки подозрений в неверности в пушкинских письмах жене относятся к 1831–1832 годам, когда на горизонте Дантеса не было и в помине…

Комментариев нет: