пятница, 12 июля 2013 г.

Мои эссе: фильм "Звено". Волшебная сказка или антисказка?

IV Международный фестиваль молодого европейского кино "Voices" - 2013 в Череповце
Фильм "Звено", Россия, 2012. Режиссёр - Роман Романовский. Сценарист - Роман Волков. Жанр - триллер. В ролях: Владимир Смирнов, Кристина Казинская, Владимир Фролов, Валентин Голубенко, Виктор Полторацкий, Вадим Померанцев, Александр Сибирцев.
Лукоморья больше нет, 
 От дубов простыл и след, - 
 Дуб годится на паркет - 
 так ведь нет:
 Выходили из избы 
 Здоровенные жлобы - 
 Порубили все дубы 
 на гробы. 
 Ты уймись, уймись, тоска, 
 У меня в груди! 
 Это - только присказка, 
 Сказка - впереди.
Владимир Высоцкий
    "В общем, значит, не секрет: Лукоморья больше нет, - Все, про что писал поэт, это - бред", - утверждал в стихотворении Высоцкий. Неужели в самом деле нет Лукоморья?  А как же фильм "Звено"? Это смесь волшебной народной сказки, советской пионерской символики, реалий 21 века. Такое ощущение, что сценарист увлекается фольклористикой и книгами знаменитого филолога Владимира Проппа.
   Поищем волшебную сказку. В фильме два мира: страшноватый мир живых людей (военкомат, полиция, детдом с натяжкой) и мир мёртвых (изба девушки Тани, комната, в которой живут призраки погибших во время войны пионеров, тот же детдом). Границей между мирами становится, видимо, зловещий мост: не случайно именно там  (помните Калинов мост?) Павел Храмов убивает Владимира Ивановича. У главного героя есть, как и в волшебной сказке, чудесные помощники: сельский доктор и мёртвая Таня. А вот волшебных предметов вроде бы нет. Может, на эту роль сгодится фотография покойницы? Зато имеется настоящий сказочный антагонист, тот самый директор детдома Владимир Иванович.
  Владимир Пропп обнаружил, что композиция любой волшебной сказки (не только славянской) строится из определённого набора стандартных сказочных ситуаций (функций) числом 31. Позднее Джанни Родари назвал этот набор "картами Проппа".
    Давайте сыграем в эти карты, то есть попытаемся обнаружить сказочные ситуации (не все) в композиции картины "Звено". №1.Отлучка кого-либо из членов семьи. Павел Храмов живёт один, им никто не интересуется (кроме представителей военкомата). №2. Запрет, обращённый к герою. Нельзя оказываться от службы в армии, нельзя заходить в некоторые странные комнаты детдома, нельзя задавать некоторые вопросы.  №3. Нарушение запрета. Главный герой нарушает много запретов: избегает службы в армии (госзапрет), врывается во все тайные комнаты страшного здания детдома (запрет Тани), раскрывает тайну пионерского звена и директора (запрет подозрительных детдомовских коллег и детей).   №11. Герой покидает дом. Павел Храмов был вытащен из дома насильно представителями военкомата, а из военкомата его "вытащил" звонок влиятельного директора детдома.
  №12. Даритель испытывает героя. Владимир Иванович в этой ситуации становится сказочным дарителем, поскольку дарит герою свободу. На самом же деле директор - лжедаритель. №15. Герой переносится, доставляется, приводится к месту нахождения предметов поиска. Павел оказывается в детдоме в качестве воспитателя. №16.Герой и антагонист вступают в борьбу. Интересно, что антагонист появляется только в начале и конце картины. №18.Антагонист побеждён. Кошмар на мосту. №20.Возвращение героя. Ну да, вернулся.  №21.Герой подвергается преследованиям. Ужасный финал с истерикой сельского полицейского. №24.Ложный герой предъявляет необоснованные притязания (даже из могилы). Все уверены, что  убитый Павлом директор-маньяк - кристальной души человек, а Храмов - мерзкий садист. Так в конце фильма ложный герой становится в глазах окружающих настоящим героем и наоборот. В волшебной сказке такого быть не может. К сожалению, о браке (элемент №31) речи не идёт. Страшная сказка! А может, это антисказка?

Комментариев нет: