среда, 24 апреля 2013 г.

Ирина Цыбулько «Особенности государственной итоговой аттестации по русскому языку в 2013 году»

Источник
День учителя русского языка продемонстрировал, что наиболее важными для профессионального сообщества сейчас являются три темы: ежегодные изменения в форматах заданий и проведения ЕГЭ и ГИА; работа в условиях принятых ФГОСов и появление новых и обновление признанных учебников.
Большая часть участников начала свой профессиональный день с лекции «Особенности государственной итоговой аттестации по русскому языку в 2013 году», которую читала Ирина Цыбулько, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФИПИ. Она рассказала собравшимся об изменениях в экзаменационных заданиях.
Лейтмотивом принятых изменений можно считать тезис: «Критерии стали жестче, но они стали объективнее».
В этом году был составлен «словник», в котором собраны слова, включенные в экзаменационные задания. По поводу этих слов нет разночтений в словарях. А в следующем появится подобный список паронимов.
Большой интерес вызвал комментарий к заданию С1. Ученик должен выявить позицию автора текста: согласиться или оспорить ее, приводя аргументы из своего читательского или жизненного опыта.
Могут быть следующие варианты: сначала из читательского опыта, потом из жизненного (3 балла), два примера читательского опыта (3 балла), два примера из жизненного опыта (2 балла).
Даже горячие сторонники ЕГЭ признают, что, к сожалению, требования к части С1 приучают детей к созданию клишированных текстов. По мнению Ирины Цыбулько,  для плохого и среднего ученика это даже неплохо.
В лекции было уделено внимание насущной проблеме – неумению учеников  формулировать проблему. При наличии большого количества пособий, не все они учат правильно ставить проблему. Ведущая порекомендовала такой подход: выделяя проблему, подумать, «зачем написан этот текст».
Касаясь вопроса об оценках, Ирина Цыбулько напомнила слушателям, что еще в начале учебного года было установлено, что для получения удовлетворительной оценки ученику необходимо набрать 36 баллов по стобалльной шкале.
ГИА в этом году тоже претерпела изменения. Текст задания С1 теперь будет предъявляться в виде аудиозаписи. Причем задание «прослушайте текст...» будет озвучено женским голосом, а сам текст прочитан мужским.
Теперь еще одной заботой школы станет обеспечение оборудования для транслирования записи. Когда ученики слушают аудиозапись, а не живое чтение учителя, считает Ирина Цыбулько, результаты только улучшаются. В частности, от того, что педагог, стремясь помочь детям, читает медленнее профессионального диктора, а дети медленное чтение воспринимают хуже.
Готовя детей к изложению, нужно им объяснить, что в тексте должно быть строго три абзаца. Орфографические словари, которыми можно пользоваться на экзамене, лучше выдавать на том этапе, когда ученики проверяют свои изложения.

Комментариев нет: