суббота, 9 марта 2013 г.

Мой научный читальный зал: эвристический диалог, УУД (общеучебные умения), системно-деятельностное обучение

Читаю иногда интернет-журнал "Эйдос". Надо же быть в курсе...
1.Король Андрей Дмитриевич "Арифметика" образования: межпредметная и метапредметная функции диалога". - Интернет-журнал "Эйдос", 2012, №5.
"Развитию метапредметных качеств личности учащегося, созданию им своего пути в образовании, свойственен эвристический диалог. Под эвристическим диалогом понимается тип диалога «учащийся-учитель», в котором инициатива в познавании нового принадлежит учащемуся, а не учителю. Эвристический диалог предполагает постановку учащимся вопросов внешней образовательной среде на каждом из этапов его образовательной деятельности: на этапе целеполагания, выборе форм и методов, сообразных его культурно-историческим, психологическим особенностям, рефлексивной деятельности [16].
Метапредметную направленность эвристического диалога задает сам вопрос учащегося. Он выступает «посредником» между внутренним миром учащегося (не распределенный по предметам) и метапредметным содержанием объектов действительности. Вопрос учащегося более многогранно характеризует его личность, нежели ответ".
Читать полностью здесь
2.Воровщиков Сергей Георгиевич "Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования". - Интернет-журнал "Эйдос", 2012, №5.
"В нашей классификации общеучебные умения распределены следующим образом: учебно-управленческие , учебно-информационные, учебно-логические умения.
Учебно-управленческие умения. Если подходить к процессу учения как к процессу самоуправления, то вполне корректно рассматривать его сквозь призму управленческого цикла. Управленческий цикл представляет собой совокупность взаимодействующих управленческих функций по достижению определенной цели, выполняемых последовательно, а иногда параллельно. Как правило, это такие функции, как: планирование, т.е. определение целей и средств их достижения; организация, т.е. создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов; контроль, т.е. сбор информации о процессе выполнения намеченных планов; регулирование, т.е. корректировка планов и процесса их реализации; анализ, т.е. изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов. Осмысление учебно-управленческих умений в аспекте управленческого цикла позволяет не только установить полный состав этих умений, но и определить их взаимообусловленность, взаимодействие, взаимодополняемость, определенную последовательность использования". 
3.Хуторской Андрей Викторович "Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся". - Интернет-журнал "Эйдос", 2012, №2.
"Универсальными учебными деятельностями выступают следующие их группы:
  1. когнитивные (познавательные) деятельности – предполагают умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;
  2. креативные (творческие) деятельности, развивающие качества - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность; критичность; наличие своего мнения и др.;
  3. оргдеятельностные (методологические) деятельности , направленные на развитие качеств личности - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;
  4. коммуникативные деятельности - задействуют качества ученика, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др.
  5. ценностно-смысловые (мировоззренческие) деятельности , определяющие и развивающие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умения определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п". 
Читать полностью здесь

Комментариев нет: