суббота, 16 февраля 2013 г.

О "Профессиональном стандарте педагога" пишут...

Проект "Профессиональный стандарт педагога" здесь
О проекте пишут.
Педагог должен.
Достаточно давно обсуждаемая ..., именуемая "Профессиональный стандарт педагога" вышла на финишную прямую. Ямбург, руководствуясь, по всей видимости, горячим и бескорыстным желанием улучшить ... возглавил рабочую группу. Плачу и сокрушаюсь над своим ничтожеством, особенно читая про воспитательную часть. Выбил 10 из 18. Но это самооценка.
А как со стороны? Это ж мне полный ...
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. ОК
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. МИМО
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. СНОВА МИМО
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. НЕ ПОНИМАЮ
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.НУ ОК
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации. ДАЖЕ НЕ ЗАДУМЫВАЛСЯ
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления. ЧО?
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. ОК
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися. ОК
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). ОК
11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). ОК
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. ОК
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. ЧО?
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка. НЕНАДА
15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка). НУИХНА...
16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. ОК
17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. ОК
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад. ОК
Вчера Минобраз наконец представил публике профессиональный стандарт педагога.
Курировал это дело Е. Ямбург, поэтому в идейном плане там много такого, что он не раз озвучивал и в своих объемных статьях в "Новой газете", и на заседаниях Общественного совета при Министерстве образования и науки.
Я не против стандартов. Наоборот, обеими руками "за". Стандарт — это ясные правила игры, честное заявление о намерениях, помощь тем, кто к автономии и саморегуляции неспособен, и кому нужна "трость" в виде такого рода документов, для того чтобы опереться на нее во всякий момент, когда необходимо.
Но, одобряя саму идею стандарта, всякий раз надо помнить, что стандарт ценен не только тем, что должен придавать образовательной политике не только четкость и абстрактное единство, но и правильное направление.
К сожалению, о данном стандарте в данном, исходном виде сказать этого нельзя.
Я поражен тем, что Е. Ямбург, все эти месяцы выступавший как один из немногих защитников педагогического образования, на деле ставит на нем крест.
В обосновании стандарта читаем:
— Стандарт — инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
— Стандарт — инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
— Стандарт — объективный измеритель квалификации педагога.
— Стандарт — средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
— Стандарт — основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
В характеристике самого стандарта видим:
Профессиональный стандарт педагога — рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
Что же требует стандарт прежде всего?
Педагог должен:
1. Иметь высшее образование.
Заметьте не высшее педагогическое, а просто высшее.
Учитывая то, что стандарт является документом, определяющим характер подготовки специалиста и приема педагога на работу, — это узловой момент содержания всего стандарта.
По сути в этом пункте упраздняется педагогическое образование как таковое, как особый тип образования вообще. В школу может прийти любой, кто имеет диплом о высшем образовании.
Да, конечно, будущий педагог должен будет пройти курсы кройки и шитьяметодики преподавания, дидактики, чтобы соответствовать требованиям последующих пунктов стандарта. Но подобные курсы "молодого бойца" из 5-10 аудиторных занятий и обязательного реферата вряд ли будут способны заменить специализированную подготовку педагогов на протяжении 4-х или 5-и лет.
Подобная замена тем более станет возможна, поскольку требования стандарта не отличаются четкостью и определенностью. Ну вот к примеру:
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Требование правильное, уместное и справедливое. однако, что скрывается за термином "эффективно"? Если привязать всех к стульям, то это тоже будет вполне эффективно, будет полностью удовлетворять требованиям стандарта.
Некоторые формулировки не только ставят в тупик, но и расходятся с элементарным здравым смыслом:
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Звучит красиво и гуманно, но и только. На практике — это означает, что учитель будет вынужден работать с довольно разношерстой публикой — от продвинутых и спокойных ботаников до учеников с проблемами явно психиатрического характера, это означает, что у нас не будет спецшкол и специальной педагогики.
Здесь фактически стирается представление о специфике труда педагога обычной школы, где он имеет дело с ребятами, не выходящими за пределы нормы, и особенностях труда педагога в образовательных учреждениях для детей с отставанием и задержками в развитии.
От учителя требуют быть мастером на все руки.
Но не слишком ли это много за такие деньги?
Да и не расходится ли с соображениями педагогической целесообразности, специализации педагогического труда во имя большей его результативности?
В общем, как видится из стандарта, его введение повлечет за собой не только упразднение обычного педагогического образования, но и ликвидацию того, что можно условно назвать специальным педагогическим.
Да, требования знаний специального характера есть. Но их обилие, жажда превратить педагога в трансформера-универсала, скорее всего, обрушит всю систему образования. Без педагогического образования как такового, без четкой специализации в рамках педагогической профессии, без сохранения разделения между специальными учреждениями образования (а стандарт указывает на то, что оно будет упразднено) нас не ожидает ничего хорошего.
Стандарт должен быть переписан, хотя бы потому, что в нынешнем виде он заставляет отдуваться учителя за несовершенство всего общества, за несовершенство всей политики в деле образования. Много ли найдется охотников до такой роли?

Комментариев нет: