воскресенье, 17 февраля 2013 г.

Мои эссе: "Анна Каренина". "Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры"

Конструктор "Анна Каренина". Фильм как театральный приём
Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
У.Шекспир  "Как вам это понравится"
У меня отмщение и воздаяние,
когда поколеблется нога их;
ибо близок день погибели их,
скоро наступит уготованное для них.
Библия, Второзаконие, гл. 32, 35
      Последняя английская экранизация романа Льва Толстого "Анна Каренина" (2012) мне откровенно понравилась. Я с удовольствием посмотрела этот красивый и неглупый фильм. Режиссёр - Джо Райт (экранизация "Гордости и предубеждения" вызвала отторжение, а "Искупления" - запомнилась), сценарист - Том Стоппард (читала пьесы, видела замечательный спектакль, фильмы), композитор - Дарио Марианелли, оператор -  Шеймас МакГарви. Форма кинопроизведения так очаровательна и завлекательна, что содержание уже совсем не важно. Неважно, кто играет, как играет, зачем играет.
     В фильме два мира: замкнутый фальшивый мир театральной сцены (понятно, с аристократами и чиновниками) и свободный мир природы (с крестьянами, естественно), в который перед Левиным (Домналл Глисон) распахиваются двери. Между прочим, в волшебной народной сказке тоже два мира: мир мёртвых  и мир живых людей (ассоциаций сразу пруд пруди). Не буду вспоминать о "картах Проппа", то есть структуре сказки (запрет - нарушение запрета - герой покидает дом - борьба героя с антагонистом - враг наказывается - свадьба); думаю, что история Анны Карениной - вывернутая сказка, антисказка.
     "Весь мир занимается лицедейством", - утверждал римский писатель Гай Петроний. Все герои фильма живут на сцене (даже несчастная Фру-фру), то есть в замкнутом пространстве. В этом почти безвоздушном пространстве выходят замуж по воле родителей за нелюбимых, рожают детей, заводят любовниц по-тихому. Лишь один герой, Константин Левин, приходит в этот "театр", чтобы забрать оттуда свою возлюбленную (Китти - Алисия Викандер произвела сильное впечатление в фильмах "Королевский роман" и "К чему-то прекрасному") и дать ей свободу, то есть любовь, настоящее взаимопонимание, детей, конечно (куда Толстой без детей).
     Актёры. Бесподобен Мэтью Макфейден в роли Стивы Облонского: настоящий легкомысленный муж, постоянно изменяющий жене, а потом вымаливающий очередное прощение. Почти балетная сцена на службе у Стивы с целой армией мелких чиновников просто прекрасна. Не случайно Левин выглядит там обломком. Но в финале после смерти Анны её брата очень жаль, во взгляде актёра мелькает что-то по-настоящему трагическое.  Хороши в фильме Китти, Долли (Келли Макдоналд), Бетси Тверская (Рут Уилсон люблю в роли Джейн Эйр), мать Вронского (Оливия Уильямс запомнилась в "Любовных неудачах Джейн Остин" и "Эмме"), Лидия Ивановна (игра Эмили Уотсон в фильме "Рассекая волны" просто сбивает зрителя с ног).
     Главные герои. Наверное, взрослые зрительницы не могли понять, как Анна (Кира Найтли) отвергла замечательного мужа (Джуд Лоу) и предпочла блондинистого мальчишку Вронского (Аарон Тейлор-Джонсон). К сожалению, ни Анна, ни Алексей Вронский в моих глазах таковыми не являются. Если к Найтли - Анне  ещё можно привыкнуть, то Тейлор-Джонсон никакой не Вронский. А вот Джуд Лоу создал убедительный образ и государственного мужа  Российской империи, и просто мужа Анны, и отца двух (да-да!) детей. А финал такой трогательный - ах!
      Конструктор. "Конструктор — это набор стандартных деталей, из которых можно собрать множество разных моделей. Готовые части исключают время, необходимое для изготовления специфичных деталей на заказ, а также не требуют специальной подготовки для создания сложных систем" (из Википедии). Этот фильм кажется мне именно такой игрушкой-конструктором. Красивая театральная форма  и содержание как набор стандартных деталей, из которых можно собрать любую модель: "Анны Карениной", "Войны и мира", "Преступления и наказания", "Грозы". Какая разница, кто там страдает: Анна, Наташа, Катерина...  Есть главное - прекрасная визуальная картинка!

Комментариев нет: