пятница, 23 ноября 2012 г.

Мой читальный зал: королева Марго

  Наверно, многие читали роман Александра Дюма "Королева Марго". Об этой королеве писал не только Дюма...
1.ДемонессаКниги о королеве Марго.
"Оставим, однако, в стороне сугубо исторические изыскания и обратимся к книгам, в центре которых стоит образ Марго. Хотя заслуга в популяризации этого образа принадлежит именно Дюма, в его книгах, на мой пристрастный взгляд, ее образ описан недостаточно и служит необходимым, но не самым ярким и выпуклым компонентом для описания двух тем – придворных интриг, жертвой которых пали Ла Моль и Коконнас, а также вражды католиков и протестантов, нашедшей «выход» в Варфоломеевской ночи. Другие писатели, берущиеся за ту же тему, не видят необходимости повторяться и идти шаг в шаг за великим Мастером. Сейчас на прилавках книжных магазинов – реальных и виртуальных – можно найти по меньшей мере три книги, серьезно претендующих на раскрытие образа королевы Марго. Я приведу их по порядку возрастания мастерства и достоверности, поэтому рекомендую дочитать обзор до конца".
Читать полностью здесь
2.Мария ГоликоваМАРГО В ЗАЗЕРКАЛЬЕ. История и её отражения.
"Жанр «Королевы Марго» Дюма – вовсе не авантюрный роман. Этот жанр – альтернативная история. Дюма не то чтобы исказил факты – он просто написал свои, не имеющие к реальности ни малейшего отношения. Сказать, что в этом романе придумано – задача непосильная, проще сказать, что там правда. Ничего, помимо всем известной исторической канвы на уровне дат и серьёзных событий. Ничего, что касается внешности, мотивов, отношений, мировоззрений персонажей. А поступки героев кажутся очень правдоподобными, потому что описаны в деталях, с псевдоисторическими справками…С книгой всё понятно, давайте поговорим об экранизациях. В конце концов, фильм не привязан к книге, его можно снять и по мотивам, а можно вернуться к первоисточнику… Но тут королеве Марго тоже не повезло: все фильмы о ней оттолкнулись от Дюма, разбрелись в разные стороны и безнадёжно заблудились в густых и высоких зарослях развесистой клюквы, где водятся куда более странные персонажи, чем в Зазеркалье. Сколько ни кричи «Ау!» – не дозовёшься…"
3.Мария Голикова. КАК Я ПИСАЛА ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН.
"Автор исторического романа всегда чем-то напоминает витязя на распутье. Налево пойдёшь, устремишься к увлекательности – попадёшь в бульварную литературу. Направо пойдёшь, захочешь достоверности – распугаешь всех читателей своими познаниями и занудством. Прямо пойдёшь, желая найти золотую середину – придётся совершать подвиг. Выбор пути зависит от того, как понимать историю, что ценить в ней больше всего. Когда я писала свой исторический роман «Марго. Сны и воспоминания королевы», мне пришлось на практике столкнуться со всем многообразием возможных подходов и выбрать из них один. Тема моего романа всем знакома, за неё брались многие писатели. А я взялась после них — не от наглости и не от наивности, а исключительно потому, что ни один подход из уже реализованных меня не устраивал. Я считаю этот момент принципиальным и хочу рассказать, чем же мой путь отличается от остальных и почему я считаю его лучшим. И заодно с удовольствием расскажу о других возможных путях, разумеется, с примерами.
Первый вопрос, который встаёт перед автором, задумавшим написать исторический роман – нужна ли в нём историческая достоверность, и если да, то как её понимать?"

Комментариев нет: