суббота, 24 ноября 2012 г.

Мой читальный зал: Ирина Добротина, подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Читаю материалы Ирины Добротиной, учителя русского языка, научного сотрудника ИСМО РАО, посвящённые подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
1.Ирина Добротина "Разбор задания А13".
"Автор предложенного метода разбора заданий Ирина Геннадьевна Добротина, лауреат конкурса «Учитель года России – 2002», научный сотрудник лаборатории дидактики русского языка ИСМО РАО, автор более 50 публикаций по вопросам методики русского языка. Учитель с двадцатилетним стажем работы, она имеет большой опыт по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ, многие ее выпускники добивались максимальных результатов".
2.Ирина Добротина "Система работы по русскому языку в 11 классе. Подготовка к выполнению задания части С. "Копилка аргументов"
"Наша работа по созданию копилки аргументов из художественной, публицистической, научно-популярной литературы – это своеобразный остов, сделанный для будущих кораблей-сочинений. Затем каждый из вас начнёт строительство своего корабля. У каждого он уйдёт в плавание под своими парусами, со своим капитаном и командой, у каждого в корабельных трюмах будет лежать свой груз, и он тоже разный. Главное – не пытайтесь использовать приведённые кем-то другим примеры, не прочитав указанное произведение. Вы же хотите достичь берега без потерь, правда?"
3.Ирина Добротина "Информационная обработка текста в старших классах. ЗАДАНИЕ А27. - Журнал "Русский язык", 2009, №15.
"Предлагаемое пошаговое выполнение задания (с помощью алгоритма) акцентирует внимание учеников на таких характеристиках текста, как связность и композиционная целостность (что потребуется при выполнении заданий А6, А28), на средствах связи предложений в тексте (задание А7), побуждает подбирать синтаксические синонимы (например, замена придаточного предложения причастным оборотом – задание А26). Таким образом, комплексно формируется целый ряд умений, востребованность которых очевидна не только на уроках русского языка (и при выполнении на экзамене указанных заданий), но и в ситуациях учебно-научного и делового общения, наиболее важных для школьников 10–11-х классов".
4.Ирина Добротина "Абзац как структурная единица текста. 10-11". - Журнал "Русский язык", 2004, №26.
"Если это описание, то первое предложение задает объект описания, далее будут даны его признаки. В описательных текстах господствуют прилагательные и глаголы несовершенного вида. Если перед нами повествование, то первое предложение может быть обозначением места и времени действия. Повествование динамично, в нем преобладают глагол и обстоятельственные слова, т.е. богата синтаксическая группа сказуемого и бедна синтаксическая группа подлежащего. Если текст представляет собой рассуждение, то первое предложение – тезис, далее должны следовать доказательства, иллюстрации, вывод. Рассуждение характеризуется строгой логической последовательностью".
5.Ирина Добротина "Сокращение текста. План. 10-11". - Журнал "Русский язык", 2004, №33.
"План – основные компоненты содержания текста, представленные в четких и кратких формулировках. Простой план включает названия значительных частей текста. Сложный план включает названия значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема. Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не предложения с частицей ли, например: Как... Сколько... Когда... Почему... и т. д. Тезисный план — план из тезисов глагольного строя, например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим. Назывной план — план из тезисов номинативного строя, например: Использование млекопитающими и птицами неслышимых звуковых сигналов. План – опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада".
Читать полностью здесь
6.Ирина Добротина "Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания. 9-10". - Журнал "Русский язык", 2008, №17.
"Цели: совершенствование умения использовать основные приемы информационной обработки текста; совершенствование умения проводить пунктуационный анализ предложения; определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.
Структура урока: 
Для достижения поставленных целей будут использованы приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. 
Этапы урока: 
I. Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. 
II. Осмысление содержания (получение новой информации) 
III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)".

Комментариев нет: