суббота, 24 ноября 2012 г.

Мой читальный зал: Ирина Добротина, подготовка к ОГЭ по русскому языку

Читаю материалы Ирины Добротиной, учителя русского языка, научного сотрудника ИСМО РАО, посвящённые подготовке к ГИА по русскому языку.
1.Ирина Добротина "СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБЫ СОКРАЩЕНИЯ ТЕКСТА". - Журнал "Русский язык", 2008, №21.
"Предполагается, что учащийся может использовать различные приемы компрессии исходного текста – содержательные и языковые.
Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:
1. Замены:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
• замена сложноподчиненного предложения простым.
2. Исключения:
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких синонимов.
3. Слияния:
• слияние нескольких предложений в одно.
Умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме необходимо ученикам не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке сообщений, аннотаций, составлении тезисов, конспектировании.
Предлагаем варианты упражнений по информационной переработке текста, которые могут быть использованы на уроках русского языка".
Читать полностью здесь
2.Ирина Добротина "Сокращение текста. План". - Журнал "Русский язык", 2004, №33.
"План – основные компоненты содержания текста, представленные в четких и кратких формулировках. Простой план включает названия значительных частей текста. Сложный план включает названия значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема. Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не предложения с частицей ли, например: Как... Сколько... Когда... Почему... и т. д. Тезисный план — план из тезисов глагольного строя, например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим. Назывной план — план из тезисов номинативного строя, например: Использование млекопитающими и птицами неслышимых звуковых сигналов. План – опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада".
Читать полностью здесь
3.Ирина Добротина "Абзац как структурная единица текста". - Журнал "Русский язык", 2004, №26.
"Если это описание, то первое предложение задает объект описания, далее будут даны его признаки. В описательных текстах господствуют прилагательные и глаголы несовершенного вида. Если перед нами повествование, то первое предложение может быть обозначением места и времени действия. Повествование динамично, в нем преобладают глагол и обстоятельственные слова, т.е. богата синтаксическая группа сказуемого и бедна синтаксическая группа подлежащего. Если текст представляет собой рассуждение, то первое предложение – тезис, далее должны следовать доказательства, иллюстрации, вывод. Рассуждение характеризуется строгой логической последовательностью".
Читать полностью здесь
4.Ирина Добротина "Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания. 9-10". - Журнал "Русский язык", 2008, №17.
"Цели: совершенствование умения использовать основные приемы информационной обработки текста; совершенствование умения проводить пунктуационный анализ предложения; определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.
Структура урока: 
Для достижения поставленных целей будут использованы приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. 
Этапы урока: 
I. Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. 
II. Осмысление содержания (получение новой информации) 
III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)".

Комментариев нет: