Лев Айзерман
"Сочинения о жизни и Жизнь в сочинениях", 2012
В книге рассмотрена методика обучения учащихся сочинениям о жизни, опирающаяся на лучшее в дореволюционном и советском обществе. Приводятся обучающие уроки и уроки анализа, уже написанного старшеклассниками. При этом главное для автора - научить писать живо, эмоционально, опираясь на лично увиденное и пережитое.
"Сочинения о жизни и Жизнь в сочинениях", 2012
В книге рассмотрена методика обучения учащихся сочинениям о жизни, опирающаяся на лучшее в дореволюционном и советском обществе. Приводятся обучающие уроки и уроки анализа, уже написанного старшеклассниками. При этом главное для автора - научить писать живо, эмоционально, опираясь на лично увиденное и пережитое.
Вторая книга, вышедшая тиражом 1000 экземпляров в
издательстве "Национальный книжный центр", называется «Сочинения о жизни
и Жизнь в сочинениях».
Вот что написано в официальной аннотации:
«Автор книги, закончивший в этом учебном году свой шестидесятый учительский год, в течение пятидесяти лет проводил в школе сочинения, в которых, говоря словами Пушкина, «отразился век и современный человек отображен довольно верно». В этих сочинениях юноши и девушки рассказывали о своем отношении к Отечественной войне, самим себе, о своей летней трудовой практике,и во взрослых коллективах, а потом и о первых опытах зарабатывания денег, размышляли о краеугольных нравственных понятиях, прежде всего о совести. Речь идет и о сочинениях по литературе, в которых тоже отразилось время.
Сочинения дают возможность увидеть, как меняется мир наших детей с течением времени. Так сочинение на тему «Что меня волнует в современной жизни» были написаны трижды на протяжении трех десятилетий в совершенно разное историческое время.
В книге рассмотрена методика обучения учащихся сочинениям о жизни, опирающаяся на лучшее в дореволюционном и советском обществе. Приводятся обучающие уроки и уроки анализа, уже написанного старшеклассниками. При этом главное для автора — научить писать живо, эмоционально, опираясь на лично увиденное и пережитое.
Таких книг не было ни в дореволюционной, ни в советской, ни в постсоветской педагогике.»
«Автор книги, закончивший в этом учебном году свой шестидесятый учительский год, в течение пятидесяти лет проводил в школе сочинения, в которых, говоря словами Пушкина, «отразился век и современный человек отображен довольно верно». В этих сочинениях юноши и девушки рассказывали о своем отношении к Отечественной войне, самим себе, о своей летней трудовой практике,и во взрослых коллективах, а потом и о первых опытах зарабатывания денег, размышляли о краеугольных нравственных понятиях, прежде всего о совести. Речь идет и о сочинениях по литературе, в которых тоже отразилось время.
Сочинения дают возможность увидеть, как меняется мир наших детей с течением времени. Так сочинение на тему «Что меня волнует в современной жизни» были написаны трижды на протяжении трех десятилетий в совершенно разное историческое время.
В книге рассмотрена методика обучения учащихся сочинениям о жизни, опирающаяся на лучшее в дореволюционном и советском обществе. Приводятся обучающие уроки и уроки анализа, уже написанного старшеклассниками. При этом главное для автора — научить писать живо, эмоционально, опираясь на лично увиденное и пережитое.
Таких книг не было ни в дореволюционной, ни в советской, ни в постсоветской педагогике.»
Я в заключение хочу привести всего одну цитату из этой книги, хотя
желание цитировать и цитировать возникало у меня во время чтения почти
на каждой странице:
«Я могу рассказать, как ушел с урока, на котором читал «Реквием»
Ахматовой, в котором и моя боль, когда увидел, как пишут друг другу
эсэмэски. Ну почему же ушла из школы эта идиллия? Ответ однозначный:
«Всё началось с экзамена. Когда-то выпускники должны были в обязательном
порядке сдавать литературу устно и письменно. Это заставляло их
накануне итоговой аттестации выучить все билеты, то есть повторить весь
курс, освежить в памяти прочитанное по програме произведения. Зная, что
им предстоит нелегкое испытание, ученики заблаговременно читали (или
были вынуждены читать) русскую литературу. И так или иначе изучали её.»
Бросьте! Именно позорные 500 тем, необходимость зубрить весь курс русской литературы по билетам и, наконец, венец творения, КИМы по ЕГЭ во многом и доконали преподавание литературы. А главное: «заставило выучить, были принуждены читать». Нет, так вернуть литературу в школе сегодня не удастся. Мне лично экзамен по литературе вообще не нужен. И дышу я свободно, когда в последние годы могу о нем не думать (у меня никто из учеников литературу не сдает: лишь химию и биологию).
Бросьте! Именно позорные 500 тем, необходимость зубрить весь курс русской литературы по билетам и, наконец, венец творения, КИМы по ЕГЭ во многом и доконали преподавание литературы. А главное: «заставило выучить, были принуждены читать». Нет, так вернуть литературу в школе сегодня не удастся. Мне лично экзамен по литературе вообще не нужен. И дышу я свободно, когда в последние годы могу о нем не думать (у меня никто из учеников литературу не сдает: лишь химию и биологию).
Но в принципе можно провести и такой экзамен, который проверит не то,
что ученик выучил, а то, чему он научился. Такой экзамен, который будет
не только повторением уже изученного, но и еще одним, последним шагом в
новое и неизведанное.
Много лет назад меня попросила зайти директор школы: нам сообщили, что
ученики, которые в 9 классе выбрали для экзамена литературу, могут этот
экзамен сдавать в той форме, которую назначит сама школа. Что вы
предложите? Я сказал, что нужно провести экзамен так, чтобы ученикам к
нему не надо было готовиться.
Мы положили на экзамене перед девятиклассниками два текста:
стихотворение Блока «Я — Гамлет. Холодеет кровь...» и стихотворение
Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью». И попросили написать, чем Гамлет
Блока и Гамлет Цветаевой отличаются друг от друга. И факультативный (то
есть необязательный) вопрос: какой из этих Гамлетов ближе к Гамлету
Шекспира? Трагедия Шекспира тогда изучалась в девятом классе.
Собственно, только сочинения такого типа я и провожу на уроках литературы.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий