среда, 14 ноября 2012 г.

"По новым ФГОСАМ детям предлагается смотреть не на Каштанку. И вовсе не на Чацкого с Молчалиным. Им предлагается - с самого юного возраста! - смотреть НА СЕБЯ. И РЕФЛЕКСИРОВАТЬ..."

Источник
Спасибо автору!
...А еще по новым правилам, надо детей учить РЕФЛЕКСИРОВАТЬ.
Каждое свое мыследвижение требуется изловить и положить под микроскоп: с какой стати эта вот мысль у меня сейчас в голове находится? Она зачем? Она ставит Задачу? Или она ищет Способа решения? Или это вообще уже Ответ? Мммм, а он, часом, не правильный ли? О! Надо же! Сейчас я произвел Анализ! И сделал Обобщение! Или это Вывод?...
А то в современном мире без этого - никуда. Надо понимать, что ты делаешь. Строить алгоритмы. И безжалостно отсекать все, что коварно думается о бутерброде, скором звонке и всякой там Весне По имени Светлана...
А кто так не может - должен перестраиваться.
Потому что за этим - будущее. Потому что дети сейчас другие. Потому что вызовы времени* (а мы-то, дураки, все нашествия инопланетян боялись! Вот кто на самом деле к нам нагрянул: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ! жуть)
А мне все сороконожки мерещатся. (Это у меня такое устройство головы. Мне все надо как-нибудь представить, иначе я вообще не врубаюсь)
Вот раньше: идешь ты работать в школу. Твои задачи?
1. Придумать, как их Заинтересовать. Иначе нафига ты сам этим занимаешься, дурак, что ли?
2. Придумать, как Сделать так, чтобы они Поняли и Выучили (!)
3. Придумать, как Проверить, что они стали Знать, наименее травмирующим всех способом
4. Придумать, как сделать все это Не скучно, Не страшно и желательно Весело. Потому что иначе наступает не жизнь, а сплошная борьба с дисциплиной.
5. Получить в процессе и на выходе более-менее адекватных Собеседников. Никто так хорошо не объяснит вам ваш предмет, как впервые увидевшие его дети.
6. Попутно заодно мимоходом оказать на аудиторию Воспитательное Воздействие и произвести Передачу Духовных Ценностей. Потому что как ни старайтесь, а Себя вы из этого общения никак не вычтете, и оно все равно просочится.
7. Расстаться друзьями.
На выполнение этих задач требуется сначала Время. Потом - контроль над ситуацией. Потому что надо видеть-слышать-реагировать на всех сразу. Привлекать неожиданные аналогии. Знать примеры. Сопоставлять. Ставить проблемы. Надо лавировать и крутить руль, но все-таки стараться в конце концов приехать, куда собирались. И быстро реагировать на непредвиденные обстоятельства, возникающие идеи, версии и вопросы. Адекватно и не выпуская руля. Вот как-то так.
Просчитать, на какой минуте у Пети произойдет антиципация, и какое высказывание Маши вызовет у Коли приступ рефлексии - при такой системе невозможно. Оно случится, но ... в свой собственный момент. И может быть, даже СПОНТАННО (вот ужос-ужос!) Какой ножкой ты в это время ходил, на какой минуте случился катарсис и сколько длилась азартная дискуссия - не только предвидеть, но и пост-отследить, а тем более повторить невозможно.
ТЕПЕРЬ же, отправляясь на урок, предписано вот именно ЭТО все знать и отслеживать. И приучать к этому детей. То есть, поплакав над Каштанкой, достать схему-таблицу, и туда вписать: на каком слове защипало в носу, как называется это чувство? Это было переживание? А почему ты не произвел анализ? И к какому выводу для личностного роста привело тебя прочтение данного произведения? Каковы твои следующие шаги?...
(Эти слова, извините, еще не обосновались в моем лексиконе. Я держусь пока)
Но когда мне об этом рассказывают...
У меня вопросы возникают. А также смутные ощущения. Неприятные.
1. При такой системе приоритетов учитель должен следить не за тем, что дети поняли-увидели-почувствовали в произведении, как это в них отозвалось. Он становится человеком с секундомером: его задача - вогнать любое произведение в таблицу (= отсечь все лишнее и оставить выжимку-формулу) ; проследить, чтобы ВСЕ ее графы были заполнены (ничто не упущено, ничто не приоритетно); Чтобы все это случилось на соответствующих минутах\\этапах урока (а их, кажется, стало ух как много, этих зтапов! На каждый чих свой этап!); Постоянно следить и побуждать детей отслеживать и фиксировать собственные действия и переживания.
Каштанка может вообще идти гулять.
При такой системе нужно знать и фиксировать каждый шаг каждой ножки. В общем-то, так и устроены механические сороконожки и прочие роботы. У них это введено в программу и заранее просчитано.
Только... Не знаю. Неизвестны мне прецеденты, чтобы механическая сороконожка преподавала. Даже ходьбу.
2. По новым ФГОСАМ детям предлагается смотреть не на Каштанку. И не на Бедную Лизу. И вовсе не на Чацкого с Молчалиным. Им предлагается - с самого юного возраста! - смотреть НА СЕБЯ. Исключительно. Преимущественно. Главным образом. И РЕФЛЕКСИРОВАТЬ, рефлексировать... Не Что чувствует Каштанка - а что чувствую Я? Я,Я!!
Это очень похожие слова, но это очень разные вещи.
Происходит подмена понятий, и очень нехорошая подмена.
Детей, которые только-только начали вылупляться из того детства, в котором они являлись центром мироздания, поощряют не ДРУГОГО найти и обезвредить и ... принять, познать, зауважать (если уж не залюбить) - нет. Их провоцируют следить за собой, отталкиваясь от другого. Другой становится лишь поводом для мыслей о себе. Иногда хорошим, чаще - плохим. Другие - они ведь такие. Не МЫ...
Конечно, для кого-то это вполне органично. К тому же, умный и тонкий учитель поймет все как надо, разделит на двадцать и найдет способ сделать все аккуратно, умно и тонко. Но он и так найдет.
А НЕумный?...
...Охх. Что-то не хочется мне перестраиваться.

Комментариев нет: