воскресенье, 19 августа 2012 г.

Мой научный читальный зал: приёмы метапредметного обучения

 Обратилась к научным статьям, пособиям о технологии метапредметного обучения. Ссылки на другие работы о метапредметном обучении  можно найти в блоге по ярлыкам: Громыко, метапредметное обучение, Хуторской.
1.Громыко Н.В"Секреты сценирования и проведения учебного "метапредметного" занятия".
"Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие? Нет ничего проще, интереснее и увлекательнее этого дела. Во время своего выступления  я постараюсь убедить Вас в этом.  Я познакомлю Вас с некоторыми секретами метапредметного  подхода, а также  объясню Вам ряд ошибок, которые лучше не делать... Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов. С этой  проблемой, безусловно, сталкивались и Вы. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как  там дальше будет проходить его  развитие. Развитие мышления. Или развитие способности воображения. Или развитие способности самоопределения. И т.д. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого. Или как он будет  работать с моделями  –  так же, как на нашем предмете или как-то по-другому? А как мы, кстати,  делаем это сами? Если честно? Очень часто – никак. И если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим,  он, к сожалению, не получит от нас ясного ответа".
Читать полностью здесь
2.Громыко Н.В., Половкова М.В. "Метапредметный подход как ядро российского образования".
"Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия".
Читать полностью здесь
3.Глазунова О.И. "Что значит владеть понятием".
"Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах. К настоящему времени нами разработаны и апробированы в 35 образовательных учреждениях батареи диагностических методик для оценки базовых способностей учащихся различного возраста, апробирована процедура мониторинга уровня развития базовых способностей учащихся...Сегодня наличие у ребёнка определённого предметного понятия проверяется через умение дать определение. Но с точки зрения деятельностного подхода, владение понятием и умение дать определение – это не одно и то же. Владение понятием означает, что человек может его использовать как средство мышления, например, при решении задач или построении рассуждений. Определение же является лишь словесной оболочкой понятия. Следует отметить, что линия формирования понятия практически отсутствует в учебниках истории".
Читать полностью здесь
4.Громыко Н.В. "Обучение схематизации. Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов".
"Данная конструкция состоит в следующем: формирование и развитие способности схематизации у учащихся происходит через последовательное проведение их через три слоя — коммуникации, мышления, действия. При движении в первом из них схематизация служит средством углубления понимания. При движении во втором схематизация служит средством организации и развития мышления. При движении в третьем слое схематизация служит средством выработки учащимся собственной позиции и построения собственного действия... Формирование у школьников художественного типа мышления связано, в первую очередь, с обучением их работе со смыслом художественного произведения и с его формой (композицией) на шедеврах культуры. Роль схематизации в этом плане огромна: работа на схеме и со схемой способствует углублению понимания того и другого — и смысла художественного произведения, и его композиционных особенностей. Однако знакомство учащихся с шедеврами художественной культуры является необходимым, но далеко не достаточным условием для формирования у них художественного типа мышления.Учащиеся должны сами делать попытки создавать свои художественные произведения...Курс состоит из трех частей. Первая часть — «Схематизация как средство работы со смыслом художественного произведения (на материале литературы)». Вторая часть — «Схематизация как средство работы с формой художественного произведения (на материале литературы)». Третья часть — «Схематизация как средство работы со смыслом и с формой художественного произведения (на материале живописи)».
Читать полностью здесь
5.Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема". Учебное пособие для учащихся старших классов".
 "Под проблемной ситуацией мы будем понимать конкретный способ действия, взаимодействия и деятельности людей, который приводит к появлению проблемы. Этот способ действия связан с предъявлением людьми друг другу разных взаимоотрицающих точек зрения на один и тот же предмет. Конечно же для того, чтобы утверждать, что точки зрения взаимоотрицают друг друга и что предмет этих точек зрения един, нужно провести специальный анализ-расследование — так называемую разведку, убедиться, что это действительно так. Здесь у нас впервые появились очень важные слова: разведка, расследование. Дорогие читатели, вместе с вами мы будем осуществлять разведку и расследование, т. е. ту деятельность, которая характерна для разведчика и следователя. И это действительно так — для постановки проблемы во многом необходима деятельность разведчика и следователя. Но предметом нашей работы будет не поиск злодеев, а прежде всего поиск смысла ситуации, с которой мы сталкиваемся. В данном контексте под словом смысл подразумевается результат понимания".
Читать полностью здесь
6.Громыко Ю. В. "Метапредмет "Знак". Схематизация и построение знаков. Понимание символов. Учебное пособие для учащихся старших классов".
"Поэтому в нашем учебнике вам предстоит проделать следующую работу. Вы будете:
1. Стараться восстановить (и мы будем вам помогать сделать это), какие, собственно, образы стоят за теми или иными графическими изображениями в различных науках. 2. Стараться выразить эти изображения при помощи «картинок». За способ построения «картинок» не следует ставить оценок, это творчество такого же рода, как придумывание мелодии или исполнение танца. Но сначала надо привыкнуть к тому, что картинки существуют, и они всё время сопровождают наше понимание и мышление. 3. Рассматривать «картинки» — образы, которые были в головах гениальных людей, создававших схемы, формулы в истории наук и искусств. 4. Стараться выстроить «картинки» образов, которые возникают у вас, когда вы понимаете текст речи, — эта работа будет называться схематизацией понимания. 5. Строить «картинки» образов, выслушивая коммуникативные тексты своих товарищей и затем обсуждая с ними эти «картинки». 6. Вместе с нами анализировать те правила работы с «картинками», которые были выработаны в различных науках. 7. Учиться путём специально осуществляемых процедур выстраивать «картинку», которая либо не существовала ранее, либо была до сих пор вам неизвестна. 8. Вместе с нами обсуждать, в чём заключается отличие «картинок» в различных науках, и чем они сами различаются между собой".
Читать полностью здесь

Комментариев нет: