суббота, 12 мая 2012 г.

Мой читальный зал: развитие УУД (универсальных учебных действий)

1.Андрей Давиденко, Светлана Коростелёва "Развитие универсальных учебных действий (УУД) школьников на интегрированных уроках информатики и английского языка". - "Учительская газета", 2012, 29 апреля.
"Развитие универсальных учебных действий школьников - одна из важнейших задач современного образования. В московской средней школе №1143 в рамках экспериментальной работы по созданию организационно-педагогических условий для формирования и развития универсальных учебных действий учащихся в старшей школе проводятся интегрированные уроки по информатике и английскому языку. Уроки строятся на базе модуль-блочной системы, позволяющей реализовать технологии вариативного обучения: разноуровневое обучение без отстающих, технологию критического мышления и так далее".
Прикрепленные файлы: Оценочный лист ученика
Читать полностью здесь
2.Юлия Михеева "Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий". -   "Учительская газета", 2012, 26 февраля.
"Ниже приводится часть таблицы, в которой определены типовые задания, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий:
Показатели (характеристики) планируемых результатов
Типовые задачи
(задания)
Целеполагание: умеет формулировать и удерживать учебную задачу.
Регулятивные целеполагания
предполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»)
Планирование: умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.
Регулятивные планирования.
Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определение последовательности при осуществлении практической задачи. Например, определить «Что сначала делал герой, что потом?»,  «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать герою, чтобы получился правильный результат?»
Осуществление учебных действий: выполняет учебные действия в различных формах;
с помощью речи регулирует свои действия
Регулятивные осуществления учебных действий.
предусматривают установление обучающимися связи между заданным условием и применением определённой формы для выполнения задания. Эта группа задач предполагают выполнение заданий «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…»
Прогнозирование:
может предвосхитить результат своей деятельности; может определить возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний.
Регулятивные прогнозирования
направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление  и прогнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы
«Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»
Контроль и самоконтроль:
умеет осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу.
Регулятивные контроля и самоконтроля.
Эта группа типовых задач направлена на применение различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей. Задания типа «Герой сказал… Проверь: прав ли он?», «Кто из героев правильно…?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…»
Коррекция:
вносит необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимает предложения взрослых и товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Регулятивные коррекции
нацелены на осуществление помощи сквозным героям в исправлении ошибок в их действиях, результатах действий, а также работа с деформированными предложениями, текстами, установление правильного порядка в следовании событий историй, явлений и т.д. Типовые задания «Помоги герою исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок событий сказки…»
Оценка:
умеет определить качество и уровень работы, знаний; понимает, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Регулятивные оценки
направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения.
Это такие типовые задачи, как то «Герои выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания герой?..», «По каким критериям герои оценивали свою работу?»
Саморегуляция:
способен сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; может стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения различных задач.
Регулятивные саморегуляции.
Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся (например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), а также на тренинговых упражнениях психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательной гимнастике.
Читать полностью здесь
3.Татьяна Молоткова "Методические приемы формирования целеполагания у младших школьников". - "Учительская газета", 2012, 23 марта.
"Обучение формулированию вопросов с определенным словом: почему, как, отчего, зачем и т.д. Создание условий для анализа ситуации, когда и какой вопрос (с какого слова) лучше и правильнее задать. Ориентирование детей на то, что первым в цепочке должен быть вопрос «Почему?». Ответив на него, можно легко ответить на другие вопросы: «Зачем?», «Как?» и т.д.
Создание условий для формулирования учебной задачи, целей урока в виде вопроса самими детьми. Чтобы дети смогли понять свое новое поле незнания, учитель поручает детям самостоятельно сформулировать вопрос, а сам просто уточняет его форму, если это необходимо, и помогает справиться с затруднениями..Планирование своих действий для выполнения конкретного задания после его прочтения в учебнике".
Читать полностью здесь

Комментариев нет: