четверг, 3 марта 2011 г.

Развалит ли стандарт старшей школы российскую систему образования?

В «Учительской газете» прошел «круглый стол», посвященный введению стандарта старшей школы. В обсуждении приняли участие старшеклассники, которых спросили, что они думают о новых стандартах, учителя, которые получили возможность обратиться напрямую к авторам стандарта, создатели нашумевшего документа. А главным итогом «стола» стали ответы на ключевые вопросы, которые помогут нашим читателям определить свое собственное отношение к стандарту.

Ирина Добротина, учитель русского языка и литературы, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года России-2002»: Вы допускаете мысль о преподавании русской словесности на трех уровнях – интегрированном, профильном и базовом. Тогда почему для таких предметов, как  «Россия в мире», ОБЖ и физкультура, не ввести также эти три уровня?
Александр Кондаков: Если вы внесете такое предложение  и обоснуете его, оно будет рассмотрено. Напомню, что у нас в стандарте есть вторая половина дня внеурочной деятельности. Например, литераторы  могут ходить с детьми в музеи, вести кружки. Есть спортивные секции, поэтому в профилизации физкультуры нет необходимости.
 Ирина Добротина: В проекте стандарта школа рассматривается как единственный и главный институт образования и социализации личности. И также образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу. То есть Марья Ивана в далеком селе легко пишет образовательную программу для своей школы? Как в такой ситуации реализуется единство образовательного пространства?
Александр Кондаков: Изначальная посылка построения этого стандарта такая: система образования - важнейшая социальная деятельность общества, важнейший ресурс социально-экономического, политического и культурного развития государства. Таким образом, мы стараемся вывести школу и учителя на иной социальный уровень, чем есть сейчас.
В стандарте прописано, что школа реализует основную образовательную программу во взаимодействии с другими институтами социализации, прежде всего, семьей, институтами культуры, различными конфессиями, институтами гражданского общества и т.д.
Впервые школа получила возможность самостоятельно формировать свою основную образовательную программу, формировать свои рабочие программы по предметам. Мы не идеалисты и понимаем, что это достаточно сложная задача. По начальной  основной школе уже сделаны примерные образовательные программы. Большинство школ будут использовать их в качестве шаблона, расширять, дополнять и наполнять своей спецификой. Объявлен конкурс на лучшую программу, которую разработает образовательное учреждение.
В основную образовательную  программу включены  сложные документы: планируемые результаты, система оценивания и другие. Но если учитель хочет преподавать предмет как-то иначе, он может это сделать. Однако он обязан достичь соответствующих результатов – предметных, метапредметных и личностных.
Сейчас более 8 тысяч школ работает по стандарту начальной школы, и они составляли свои основные образовательные программы, не испытывая никаких трудностей в их формировании.
Ирина Добротина: Как будет аттестовываться ученик? Аттестат будет единого образца или трехуровневый?
Александр Кондаков: Аттестат будет, естественно, единого образца, в него вписываются предметы, которые изучал ученик. Вы, наверное, хотите спросить: как же это будет соответствовать ЕГЭ? Отвечаю. ЕГЭ – это инструмент замера исполнения стандарта. И под каждый стандарт должен быть свой ЕГЭ. А «Россия в мире», ОБЖ и физкультура – забота внутренней аттестации школы. 
Марат Алимов: Если мы откроем контрольно-измерительные материалы по литературе, то увидим, что в них сугубо филологический подход. Если мы откроем примерные образовательные программы по литературе, которые выпускало издательство «Просвещение» для среднего звена, то виден исторический подход.
Я так понимаю: примерная образовательная программа – это руководство для авторского коллектива, чтобы создать конкретную программу по литературе. Почему же тогда в этих программах ни метапредметные результаты, ни развитие личности никак не отражаются?
Александр Кондаков: Для авторов, для разработчиков рабочих программ для школ ориентир - не примерная основная образовательная программа, а требования к предметным, метапредметным и личностным результатам образования.
Читать полностью здесь

Комментариев нет: