четверг, 3 марта 2011 г.

А. Кондаков о читательской компетентности и новых стандартах

«ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ» Март, 2011
Мы спросили руководителя группы разработчиков Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования, управляющего директора издательства «Просвещение» Александра Михайловича Кондакова.
– Как Вы считаете, готово ли учительское сообщество к тому, чтобы работать в условиях нового образовательного стандарта? Может быть, стоило начать именно с повышения уровня подготовки учителей?
– Попробую объяснить на простом примере: сначала ученые изобретают новый автомобиль, а потом уже готовят автослесарей. Мастер, который привык чинить запорожец, никогда не возьмется за ремонт мерседеса. В данном случае то же самое. Сначала надо понять основные характеристики, особенности нового стандарта, а после этого уже предъявлять требования к педобразованию. Поэтому после того, как новый ФГОС будет утвержден, начнется массовая переподготовка и повышение квалификации учителей. Это же касается и подготовки учителей в педагогических вузах.
– Новый ФГОС не отменяет требований ЕГЭ? Не создается ли при этом противоречие между тем, чему будут учить в школе, и тем, что нужно будет сдавать на экзамене? И каково в целом Ваше отношение к такой форме итоговой аттестации, как ЕГЭ?
– Единый государственный экзамен не является самостоятельным явлением. Это форма проверки исполнения стандарта. Сегодня ЕГЭ проверяет тот неутвержденный стандарт 2004 года, который в основном был предметно-центрированным. Стандарт, о котором мы говорим сейчас, охватывает все стороны школьной жизни, это системный стандарт. Поэтому, естественно, что когда он будет принят, будет принято и решение об изменении формата проведения ЕГЭ. Если говорить лично обо мне, у меня сложное отношение к отечественному варианту ЕГЭ, но как форма итоговой аттестации, я считаю, он имеет много положительного.
– В последние годы в России много говорят о кризисе чтения. Нашла ли эта проблема какое-либо отражение в новом стандарте?
Кризис чтения имеет под собой вполне реальные основания: развитие новых технологий (телевидение, Интернет), изменение той сферы жизни, которая называется развлекательной, резкое снижение требований к читательской компетентности в школе. Сегодня назрела необходимость сделать читательскую компетентность одной из ведущих, потому что человек, который «живет» в Интернете, работает с морем информации, должен уметь находить, анализировать обобщать текст, презентовать его, писать в различных стилях и жанрах. Поэтому мы предлагаем вернуть обязательное сочинение и многие другие параметры, которые, я надеюсь, помогут исправить эту ситуацию.
– Какой Вы бы хотели видеть российскую школу завтра? Нарисуйте свою, пусть и несколько идеалистическую картинку.
– Я хочу, чтобы школа, которая будет завтра, была школой, ориентированной на развитие личности ребенка, школой, куда дети будут идти с радостью. Это будет школа, использующая самые современные информационные и коммуникативные технологии, позволяющие каждому ребенку двигаться под руководством учителя в комфортном психологическом ритме, соблюдая при этом общие требования к получению среднего образования. Я очень рад, что мы смогли создать модель такой старшей школы, надеюсь, что она будет принята.
Читать интервью полностью здесь

Комментариев нет: